Александр Рубан «Конспекты»


Петру Первому с нежностью


А из души порой

такой всплывает мрак,

такие персонажи

страшных басен!

Опасный человек

еще не значит — враг,

а враг не обязательно опасен.

 

Опасный человек

подмигивает мне,

мы пьём за наш союз,

я им обласкан,

нам весело вдвоём

в пиру и на войне, —

но это только лишь начало сказки.

 

Он мне необходим.

Ему всё нипочём.

Мы с ним, объединясь,

врага прогоним.

...Когда мы победим,

я буду обречён

на дружбу с разыгравшимся драконом.

 

 

* * *

В ответ на «Жизнь прекрасная такая!» —

вопрос: «Какую курите траву?»...

Я не курю. Я просто точно знаю,

что смерть я как-нибудь переживу!

 

Переживу любое пораженье,

перетерплю под стенами во рву —

и не своё, но всё же воскрешенье,

и собственную смерть — переживу..

 

«Экзеги монументум»? Нет, едва ли.

Совсем не ради славы жилы рву.

Дай бог, чтобы друзья не умирали,

а собственную смерть — переживу!

 

Мы все когда-то за базар ответим,

и не в кошмарном сне, а наяву.

...Не задолжать бы старикам и детям,

а смерть я как-нибудь переживу.

 

 

Песенка старого скомороха


Вот и мне повезло,

я доволен судьбой:

всё, что в жизни имел,

я отдал за любовь.

 

А имел я свободу,

витал в облаках,

был любезен народу

и пел в кабаках,

 

бубенцами звенел,

подносимое пил,

и поэтом я не

назывался, а был,

 

но и волю свою,

и Божественный дар

за любовь,

за любовь,

за любовь я отдал,

 

за мою светлоглазую,

чтобы она

никогда,

никогда

не стыдилась меня!

 

Неужели Господь

не простит мне вину?

Я продал себя за

молодую жену...

 

 

* * *

Ну и что, что ты оболган и обруган?

Вот и славно, вот и радуйся тому:

твоё имя не напишут на хоругвях —

значит, мёртвый ты не нужен никому!

 

Поживи еще чуток на свете этом,

потерпи позор не самых крайних мер:

очень нужен ты и нам, и нашим детям

как наглядный отрицательный пример!

 

 

* * *

Фантастический вполне

сочиню роман я скоро

о стране, в которой не

нарушаются законы.

У меня экран дрожит,

клава прыгает от жути:

очень страшно будет жить

в этой выдуманной мути.

 

То, что зримо и знакомо,

много легче сочинять:

государство, чьи законы

нет резона выполнять.

Вот где жить легко и просто

окрылённому мечтой!

Вот где можно побороться —

и найдётся ведь, за что!

 

Не придумано страны,

где законы не нужны,

где ни славы, ни награды

не охота и не надо,

где бессмысленно и скушно

возвышаться друг над дружкой...

 

Эмигрирует поэт

в ту страну, которой нет.

 

 

* * *

Тополя расплатились

полновесной монетой

за коктейль из дождинок

в пузырящейся мгле.

Я прошёл, как сентябрь,

и меня уже нету.

Я — одна из монеток

на промёрзлой земле...

 

Я — в кармане зимы.

Надо мною — сугробы.

Но зима-скупердяйка

скоро сядет на мель.

Я оттаю весной —

не бесцельно, а чтобы

вы понюхали, как

пах осенний коктейль.

 

Вам охота тепла,

соблазнённые светом!

Весела только мгла.

Ну и пусть, ну и пусть...

Никогда, никогда

не жалейте об этом,

расплатившись поэтом

за веселье и грусть.

 

Тополя пили дождь

и топили в нём страхи,

золотою листвою

по асфальту звеня.

Как деревьям не жалко

их последней рубахи,

никогда, никогда

не жалейте меня!

 

 

Хокку


Осенний листик,

верящий в бессмертие,

готов к полёту.

 

 

* * *

Из Новагорода в Киев бреду.

Нетороплив мой шаг.

Не понимая, но чуя беду,

мыши шуршат в камышах.

 

Чья под босыми ступнями стерня?

Колко. Тревожно. Темно.

Что замышляет пославший меня?

В общем-то, мне всё равно...

 

Терпкого ветра хлебну в темноте,

не разводя костра.

Падают птицы, не долетев

до середины Днепра.

 

Некто, таящийся в чаще лесной,

звякнет тугой тетивой —

хрустнет за пазушкой княжье письмо,

не донесённое мной...

 

 

* * *

В пещере гнома есть волшебный лес.

Лохматые снежинки-недотроги

планируют из каменных небес,

пожухлая трава из-под сугробов

 

торчит, но не мешает мне идти,

ложась под лыжи мягко и скользяще,

и нет конца заветному пути,

а лес — такой чудесно настоящий!

 

В пещеру гнома нелегко войти,

а из неё совсем не просто выйти,

и что я обрету в конце пути —

неведомо: конца пути не видно.

 

Там звери не пугливы и не злы,

там кедры молчаливы и огромны:

из тверди в твердь шершавые стволы

врастают, и не видно даже кроны.

 

В пещере гнома дышится легко,

есть счастье — впереди и далеко,

а злата, самоцветов и монет

в пещере гнома не было и нет.

 

 

* * *

Чтоб стала правильней судьба,

а цели — ближе и яснее,

я должен победить себя.

Нет у меня врага сильнее!

Я это осознал вполне:

иду в атаку под знамёнами...

 

Но каково же будет мне,

самим собою побеждённому?

Мне, отдающему богатства,

мне, свой роняющему штык,

мне, угоняемому в рабство

к вершинам собственной мечты?

 

 

Рождественская сказка


Котёнок завернулся сам в себя

и спал, сопя, и видел сладкий сон.

А мимо в это время шла Судьба —

на цыпочках, чтоб не проснулся он.

 

Котёнок спал — такой пушистый, милый,

такой довольный миром и собой...

Судьба его не то чтобы хранила,

а просто шла тихонько стороной.

 

Суровая Судьба заулыбалась

и даже о хозяевах забыла,

к которым шла... Спасла их эта малость:

котёнок спал — такой пушистый, милый.

 

 

Слово птицелова


Иногда в кошмарах снится,

что единожды живём...

 

Улетай, моя синица,

вслед за вольным журавлём!

Матерись по-птичьи звонко

из-под белых облаков!

 

...Далеко ещё ребёнку

до умелых дураков.

 

 

Иду на «мизер»


Вскрываем новую колоду,

рисуем «пульку» на столе.

Какое нынче время года?

Чей город прячется во мгле?

 

В который раз оплыли свечи

и льдом подёрнулась вода?

А мы твердим: «Ещё не вечер,

на стол колоду, господа!».

 

Мы загостились, ну и что же?

Не мы оплачиваем счёт!

А козырь назван, прикуп сброшен,

итог неясен, но влечёт.

 

Давно забыты пьянки, танцы

и романтичные дожди.

Не преферансы, а пасьянсы

уже маячат впереди.

 

Мы пережили три Отчизны.

Восходит новая звезда...

Какое нынче время жизни?

Иду на «мизер», господа!

 

 

* * *

Начало зимы. Предполуночный час.

Конец сумасшедшего века.

Реальны, а значит отдельны от нас

ненастье, фонарь и аптека.

 

Всё это уже далеко и давно,

пора бы забыть и смириться,

хотя непогода пьянит, как вино,

и ты продолжаешь мне сниться.

 

Мы были в тот вечер знакомы едва.

Ты мяла в руке мою руку.

Мы пили вино, говорили слова

и знали, что снимся друг другу,

 

что здесь и сейчас продолжается сон,

в котором встречаемся мы,

берущий начало в начале времён,

задолго до бездны и тьмы,

 

до Божьего Духа, витавшего над

пустой и безвидной землёй,

до трижды тонувшей горы Арарат —

мы снились друг другу с тобой!

 

Теряя значенья, звучали слова,

пока мы бродили по городу.

Был сыплющий искрами стылый трамвай,

дома, фонари, непогода,

 

и всё это было лишь фоном для нас —

от снега до лифтовой клети.

Начало зимы. Предполуночный час.

Конец тысячелетья...

 

Меня до сих пор непогода пьянит,

когда я бреду через вьюгу

и очень старательно делаю вид,

что мы только снились друг другу.

 

 

* * *

Шепча тебе стихи — чужие клятвы

чужим богам, — шепча тебе стихи,

измять твоё непраздничное платье,

целуя изумлённые соски,

 

и приближать, как будто бы играя,

к преддверью рая дерзкие персты,

и снова бормотать, перевирая

порядок строф, обманчиво простых.

 

Как чисто! как не странно и не жалко,

забыв о том, что это лишь игра,

губами помнить голубую жилку

на нежно-жаркой стороне бедра,

 

твой быстрый смех сквозь быстрые лобзанья

и трепет век, твоих солёных век...

Благословенны грешные писанья,

тебя благословившие на грех!

 

 

Сами виноваты

(Причитание)

 

Умер сильный человек — надорвался.

Умер добрый человек — мало кушал.

Смелый — тоже сам нашёл свою смертушку.

Любопытный — был да сгинул, где — неведомо.

А весёлый — дошутился, с кем не следоват.

И остались мы одни-одинёшеньки...

Пропадааааааааем!

 

 

* * *

Случилось не всё, что могло бы случиться,

но жизнь ещё длится, и тем хороша.

Как будто бы мчится с горы колесница,

оглоблями слепо маша.

 

Нам некогда было глазеть на пейзажи,

пока мы упрямо карабкались вверх.

Достигли — и мчимся, роняя поклажу,

сквозь ветер, и слёзы, и смех.

 

Поёт и хохочет, и плачет возница,

и хлещет в пустое пространство кнутом.

Случилось не всё, что могло бы случиться

и может случиться потом.

 

 

* * *

Горящих листьев горький дым. Дожди-с.

Не посвящай стихи живым. Дождись...

 

Прославит их, но проклянёт сперва

молва, которая всегда права.

 

А ты не прав, поскольку ты поэт.

Скажи: «да-да», или скажи: «нет-нет»,

 

но не витийствуй, не перечь, не вторь.

Любая выспренняя речь — повтор,

 

любая слава для живущих — горький дым.

Не посвящай свои стихи живым.

 

 

* * *

Володе Антуху, Виктору Колупаеву,

Паше Лобанову, всем...

 

— Мир, конечно же, добр и вечен, —

сам себя убеждал уходящий,

одеяло ветхого неба

подоткнув под края земли,

чтоб не пели в озоновых дырах

сквозняки из холодной выси

и беззвёздные злые мысли

не коснулись моей груди.

 

— Я вернусь... — обещал уходящий

и глаза отводил зачем-то,

теребил дырявое небо

и шептал, неровно дыша:

— Ты меня иногда перечитывай,

потому что я лгать не умею.

Стыдно мне называться учителем,

и опасно учить любви.

 

— Мир прекрасен, — он тихо выдохнул, —

ты об этом, пожалуйста, помни.

В это даже не надо верить:

просто помни — и будет так... —

Я кивал, соглашаясь помнить

и почти обещая верить.

 

Надо мною мерцал и смеялся

не задутый ночник луны.

 

 

* * *

Весёлый поэт напевал свои песенки Богу,

не зная и даже не думая, слышит ли Бог.

Но вот заиграли горнисты не вальс, а тревогу,

и умер поэт на одной из недолгих дорог.

 

Он шёл, бесшабашно лелея надежду на то, что

рука игрока дотолкает его до ферзя.

Он умер... Об этом рассказывать больно и тошно.

Мы — пешки, и нам уклоняться от боя нельзя.

 

Мы — белые пешки. Враги отличаются цветом,

и так ли уж важно, что дружит игрок с игроком?

Вот Господу Богу однажды приспичило стать человеком,

и Господа Бога распяли такие же люди, как Он.

 

Он пел — не допел, Он хрипел: «Пронеси эту чашу!..» —

Он честно хотел игроково отдать игроку,

Он часто ломал и мораль, и стратегию нашу,

в ответ на удар подставляя другую щеку.

 

Весёлая пешка убита отчизной и веком

и высшего смысла уже не взыскует в судьбе...

О Господи, Боже мой, не становись человеком!

Давай доиграем: Ты мною, а я — на трубе.

 

 Возмутитель спокойствия


Я нашёл муравейник,

дремавший под мокрой корявой сосной,

и разбудил обитателей сонного царства,

пошевелив его прутиком.

 

Муравьи обиделись,

забеспокоились,

забегали,

один даже укусил!

 

«Эх вы! — сказал я. —

Ничего не понимаете!

Вон как у вас сразу жизнь закипела,

а если б не я — спали бы себе дальше...».

 

И я ушёл с осознанием выполненного долга.

 

 

* * *

Домовой — не хозяин дома,

сквозняков его и теней.

Потому что хозяин — дома.

Вот лицо его на стене.

Домовой по покоям бродит,

половицами — скрип да скрип.

Не находит покоя, бредит

днями прошлыми гном-старик.

Он привык, что хозяин недвижен.

Беспокоит его одно:

лепестки отцветающих вишен

мягко-мягко стучат в окно,

и мерещатся в тёплой вьюге

что-то помнящие глаза,

что-то шепчущие друг другу

позабытые голоса...

 

А нахальный паук над дверью

паутину свою прядёт.

Он давно уж твердит и верит,

что никто сюда не придёт...

 

Но хозяин вернулся однажды!

Он распахивал окна в сад.

Почему-то он был моложе,

чем тогда, много лет назад.

Снял портрет. Погрустил. И бросил.

Засмеялся. И смех — как свет.

Юной, солнечной, рыжеволосой

гостьи голос звенел в ответ.

А потом были ночь и шёпот,

поцелуй, полусмех-полустон...

Домовой по покоям топал

и скрипел половицами он.

Замирала хозяйка: «Слышишь?..» —

а хозяин шептал сквозь сон:

«Мыши. Спи. Это просто мыши.

Старый дом. Мы его снесём».

 

 

Конспект ненаписанной повести


Пророс мой посох у плетня,

рассохся мой челнок.

Зачем, куда, кого кляня,

спешить, не чуя ног?

Мотыга — бывшее весло —

удобна и прочна.

Мне наконец-то повезло:

моя земля тучна,

просторен дом, ухожен сад,

послушны сыновья.

Ни на восход, ни на закат

не рвусь, как прежде, я.

О чём жалеть? Чего желать?

Пусть сыновья растут,

умнеют, чтут отца и мать

и остаются тут...

 

Сегодня младший мой сынок

(задумчивый такой)

смолил рассохшийся челнок

неопытной рукой.

Конечно же, не преуспел

и чуть не зарыдал...

 

Листвой мой посох шелестел

и семена ронял.

 

 

* * *

Белые вороны сбились в стаю.

Я меняю цвет и улетаю.

 

 

* * *

Мне суетно. Людской реки теченье

плеснёт лицом, которое всегда

любил, но не до умопомраченья,

не до потери страха и стыда.

 

Мне одиноко. Печку приоткрою.

Растопки нет, но есть черновики.

И буковки, как трупики героев,

осыплются с обугленной строки.

 

Мне снится ненаписанная повесть —

наверное, уже в тридцатый раз.

Во сне от боли вскрикивает совесть

обрывками талантливейших фраз.

 

Зачем винить себя или кого-то?

Опровергают тщетность бытия

моя любовь, моя судьба, моя

работа.




Комментарии читателей:



Комментарии читателей:

Добавление комментария

Ваше имя:


Текст комментария:





Внимание!
Текст комментария будет добавлен
только после проверки модератором.