Сергей Гольдин «Стихи разных лет»


* * *

Идут крутые снегопады

на рубеже тысячелетий.

Уходит век. Давно бы надо –

Скорей ушло бы лихолетье.


Ложится снег - как память – грузом

на главы елей, пихт и сосен.

Мне память – груз, но не обуза -

в ней череда прожитых весен.


Тот дом, что «никогда не тесен»,

тот поцелуй, что был в начале,

и череда печальных песен,

что тихо пелись в час печали…


На хвойных лапах снег – не чудо ль?

И пусть судьба ведет по краю.

Любовью жил, живу и буду!

А время жить – не выбирают.



***

Верится мне: по прошествии лет,

в мареве майского дня,

белой черемухи вспыхнувший цвет

чем-то напомнит меня.


Чем же? Напомнит ли он седину

поздней закатной поры?

Или другую напомнит весну,

полную нежной игры?


Может, расскажет как щедрой рукой

всюду бросал я цветы?

Майским ли днем, где река и покой,

с вечностью был я на ты.


Или же высветит цветом своим

правду простую – как свет:

все, что цвело – отцветет, словно дым:

дунуло ветром, и – нет.


Все ж в человеческом бытие

правда бывает своя:

в мареве мая черемухи цвет

чем-то напомнит меня…



***

…И больше не было стихов.

Пусть музыка еще звучала –

я знал: на стыке двух веков

не скажешь – все начнем сначала.


Какой-то, видно, взят барьер

в ряду попыток бесконечных.

Вокруг любимый интерьер:

стеллаж, фонó, торшер, подсвечник.


Подсвечник цел. Но – без свечи.

Не вспыхнет пламенем дрожащим.

Зачем к грядущему ключи,

коль будущее в настоящем?


* **

И снова листья, снова листья

летят взволнованно ко мне.

Осенний ветер кроны чистит

в моей березовой стране.


Я принимаю, принимаю

их цвет щемящей желтизны.

Не длиться бесконечно маю!

Златые дни – златые сны.


И не ищу волнений новых –

ни насовсем, ни на прокат.

Моя душа к зиме готова,

как и березовый мой сад.


Но сяду в кресло у камина –

пусть сердце тянется к огню.

И ты, согревши чай с малиной,

погладишь голову мою.


Быть может,не скажу ни слова

и даже не взгляну в ответ.

И только сердце бестолково

от нежности сожмется снова,

совсем забыв про желтый цвет.



Времена года


Г. Прашкевичу


Зима в Сибири длится 5–6 месяцев…

Из старинных календарей


Сентябрь! Hе отводи свое крыло…

Белла Ахмадуллина


1


Приход негромкий декабря.

Уже морозам счет открыт начальный,

и день шагреневый сжимается печально,

и долго гаснет тусклая заря.


Дорога. Темень. Мысль об очаге —

единственный пунктир в холодном мраке.

Взметнувшись, тишину заполнил лай собаки

и снова только хруст шагов — как по фольге.


Еще в сенях услышал я шаги любимой.

Натопленная печь. И ужин при свечах.

В окне огонь купается игриво.


Старинного дивана скрип нетерпеливый.

И сладкий стон. И счастье в небесах.

И ночь, летящая на легкокрылых снах.


2


Умчалась ночь на легкокрылых снах.

Умчалась темь. Январское светило

сплетенье линий на стекле чуть растеплило —

и виден иней на протянутых ветвях.


Бог создал воскресенье — не иначе!

Губами окружив полуоткрытый рот,

я погружаюсь, радуясь удаче,

в закрученный судьбой круговорот.


Тропинка зимняя вела в притихший лес.

Снег обнимал умолкшие овраги.

Искрился на кустах. И с наслажденьем скряги

над каждой веткой водрузил навес.


Он царствовал посланником небес,

когда задул февраль и скинул с веток флаги.


3


Повсюду белые февраль раскинул флаги.

Не сдаться ли на милость в феврале?

Не он ли семена душевной передряги

разносит по завьюженной Земле?


Февраль. Нет, не писать навзрыд, но слушать

песнь ветра за стеною и — страдать.

Не смея и мечтать, что в эту душу

когда-то ниспошлется благодать.


Как тяжко. Я менял любимых, нелюбимых.

И сирых не укрыл. Страстей азарт

теперь рассыпался, как веер карт.


Прощения просить? И дешево, и — мимо.

И нет прощения, коль все непоправимо!

И все же милостью ко мне нисходит март.


4


Бог милостив, коль воцарился март.

Поля, леса — в невестином наряде.

Густая синева в сиреневой ограде

вершин взыскующих берез. И стар

и млад облюбовали склон оврага,

чтоб, воздух одолев, бесстрашно вниз промчать.

А те из нас, кому усталость — в благо,

бегут за кругом круг, чтоб вновь и вновь начать —

как с чистого листа — с заснеженной поляны.

Соблазн посетовать: была б еще дана

попытка жить — прожил бы без изъяна.


Но — таинство судьбы — судьба одна.

В ней влажно зреет новая весна:

апрель! Весной давно мы пьяны.


5


Апрель. Весной давно мы пьяны.

Мы пьяны безрассудством и теплом.

И негой. Едким дымом и костром.

И сухостоем прошлогоднего бурьяна.


А нынче неги и тепла нет и в помине.

И тут и там лежат унылые снега.

Взахлеб гоняют ветры по пустыне

моей души. Опять пора в бега!


И я бегу тропой воспоминаний,

где так пронзительны весна, капель, ручьи,

где май полощет флаги, где ключи

моих иллюзий, миражей, тщеты дерзаний.

Но майских праздников я нынче стал изгнанник

и не пристал туда, где — пасха, куличи…


6


Да, майских праздников я стал, увы, изгнанник.

И все же — май! И почки у дерев

вспухают. Божьих вестников напев

зовет в дорогу тех, кто — вечный странник.


Я — странник, собиратель красоты —

как обронил в стихах давно. Не понимая,

какая тяжесть — отличить, назвать, внимая

тому, кто исцелил от немоты.


Начав с медунок — хлад не вечен —

одежду кроит лес на летний лад.

Черемуха душистый свой наряд,

едва примерив, кинула на плечи.


В далеком городе каштан поставил свечи.

Приходит лето к нам —награда из наград!


7


Июнь представил нас к награде из наград.

Уж свиты гнезда, норы все прорыты.

У всякой живности сердца к любви открыты,

но скушать ближнего здесь каждый был бы рад.


Да, это так! В природе нет морали.

Лишь человек метаться обречен

всю жизнь свою между добром и злом.

Могло ль иначе быть? Едва ли —

— так думал я, вгребаясь в камыши веслом.

Шуршала лодка, двигаясь не сразу.

О, как для бытия опасен разум!

Он выбирать-то выбирает раз за разом,

по сути, меж большим и меньшим злом.

Так думал я июльским жарким днем…


8


Я размышлял июльским жарким днем

о том, что мир избыточно прекрасен:

ольха, береза, тополь, ива, ясень,

едва приметный гриб за мшистым пнем.


Излучина реки, обрыв, стремнина,

плес, отмель, луг, полоска камышей,

над вязким илом промельки ершей,

парящий сокол над речной долиной.


Июльский зной звенит над полем у дороги,

лениво облако вершит свой долгий путь.

Лечь на траву — без спешки, без тревоги,

вглядеться в небеса, где промышляют боги

и в божий промысел пытаться заглянуть —

высокий Август нам поможет вникнуть в суть.


9


Высокий Август нам поможет вникнуть в суть —

ведь, что ни говори, — пора итогов.

Но знаю наперед — дней повседневных муть

отмоет только дальняя дорога!


Но дальняя дорога — только сон.

А после вспоминаешь между снами

таинственную власть вершин над нами

и водопада долгий, тяжкий стон.


Уже прохладой тянет на ветру.

Стога желтеют, солнцем обогреты.

Бледнеет синева. С печалью я смотрю,

как паутинки вдаль уносят лето…


Едва лишь предъявив свои приметы,

сентябрь спешит оставить место Октябрю.


10


Сентябрь спешит оставить место октябрю:

пестрей и ярче шьют березы платья!

Hаступит листопад — я окна растворю:

пусть листья в дом летят как братья!


Я тоже сын дерев! Ведь столько лет,

как лист зеленый, соки пил лесные

и солнечный благословенный свет

переплавлял на радости земные.


И нынче я с листвою наравне —

вослед листве ряжусь в цвета на диво:

серебряная нить — не правда ли правдива?


И каждою минутой дорожа вдвойне

смотрю, как желтый лист летит ко мне:

Октябрь уж наступил — как справедливо!


11


Октябрь уж наступил, как справедливо

поэт заметил уйму лет назад!

Холодный ветер взвил нетерпеливо

багряных листьев рой. В разгаре листопад.


Туда — к корням дерев, к истокам трав,

уже не рассуждать, что слаще, что не слаще,

но, отказавшись от разнообразных прав,

постигнуть право стать животворящим…


Раскрыты окна — осень на виду.

Еще горит листва, деревья пестры,

но черных веток ряд отсчитывает версты.


Когда-то вслед за листьями сойду.

(Живой воды черпнуть бы две-три горсти).

Ноябрь взмахнет крылом — крыла не отведу!


12


Взмахнет ноябрь крылом — крыла не отведу.

Пускай закрутит вихрем снежных перьев.

Утихнет снегопад — снежинкой упаду

в глухой овраг среди родных деревьев.


Придет весна и обнажится след.

Лиса скользнет над ним мохнатым брюхом,

испуганный косой приткнется длинным ухом,

а ворон справит тризну и обед.


За то, что песню спел о вечной круговерти,

за светлый гимн судьбе и смерти —

я трижды листопад благодарю!


Стволы вросли в вечернюю зарю.

Опавший лист уснул. Багрянец меркнет.

Настал черед прийти негромко декабрю.



***

Стало привычным делом

из слов собирать стихи.

Сначала — боясь, неумело,

и были стихи плохи.


Но было такое счастье —

их сладкоструйный напев…

Я был не поэтом, но частью

шелеста летних дерев.


И был я друг, не соперник

июньскому ветерку,

когда без лавров и терний

шил за строкою строку.


А время неслось водопадом

и не всегда до стихов.

Но надо или не надо —

узоры я шил из слов.


Но вот ведь — смешное дело:

узор мой ярче сверкал,

и нитку бросал я смело,

а только счастливей не стал.


И ветру теперь я соперник,

и с морем могу на ты,

но нынче по зарослям терний

отсчитываю версты.


И в дебрях тернового сада

везу свой с поклажею воз

под ритм стихотворного лада,

слившийся с музыкой звезд.



***

Просто так стихи не сочиняются,

просто так и птица не поет —

то ли прошлое печально вспоминается,

то ли даль туманная зовет…

Или в тучах разыскал отдушину

и блеснул на миг лучом закат,

или беспокойно глянул в душу

чей-то мимолетный взгляд.

А скорей всего, причина рядом —

самая простая из причин, —

от которой сердце сладко падает

даже у храбрейших из мужчин.

И тогда в стихах, как в синем озере,

поплывут желаний облака,

и весенней мокрой ветки прозелень

отразит начальная строка.

Просто так стихи не сочиняются,

строки на бумагу не спешат…

То ли сердце от чего-то мается,

то ли вдруг оттаяла душа.


***

Все тот же лес, все те же сосны,

да вот года уже не те…

И я, пополнив племя взрослых,

по горло в вечной суете.


Я понимаю — все до срока,

но с сердцем спорить не берусь,

что время к соснам не жестоко,

что в них навеки наша грусть.


Земля покроет часть пространства,

свой путь извилистый верша.

И хвойный лес свое убранство

не раз заменит, не спеша.


Придет другое племя взрослых,

а я исчезну в старине.

И только лес, и только сосны

спокойно вспомнят обо мне



***

Когда пройдет — дождем прольется — жизнь моя,

и отзвенит весенней трелью — песнь моя,

последний отзвук мой затихнет — без меня,

все так же жизнью будет полниться Земля.


Мой взгляд купается, купается в листве,

потом теряется и тает в синеве,

и обретает снова силу на траве,

скользит как луч, скользит как парус — на воде.


Я всем деревьям, каждой ветке говорю,

полям, холмам, лугам и рекам говорю,

что в них навеки взгляд свой жадно растворю

и вот тогда, наверно, весь я не умру.


Мой взгляд купается, купается в листве

и растворяется, и тает в синеве…


***

Просто бродить под дождем по аллеям,

просто на лодке уплыть в никуда,

в гору карабкаться, сил не жалея,

и не жалеть, как проходят года.


Что ж, отмечталось… Спокойствие ивы

в темном углу золотого пруда

напоминает: живи терпеливо

и не жалей, как проходят года.


Желто-лимонная дымка заката

в храме легла, там, где свечи и медь…

Встать на колени и слушать токатто,

и не жалеть,

не жалеть,

не жалеть…



Попытка примирения


Время пришло — писать попроще.

Время пришло — бродить по роще.

Время настало — готовиться к смерти.

Грустно. Но это — не горе, поверьте.


И стариков хоронить надо проще:

просто проехать с телом по роще,

в призрачном свете каждой березы

нет, не рыдать, уж проплаканы слезы.


Время настанет — сам стану березой,

и по весне мои сладкие слезы

снова оплачут случайность рождений

и неизбежность исчезновений.


Это не горе, но радость природы:

смена нарядов, смена погоды,

лиц перемена и смена обличий,

и в гомоне птичьем — то же величье.


В этом разгадка: все в мире едино —

люди и птицы, березы и льдины,

мутные реки и снежные пики,

и над водою летящие блики…


***

Люблю геометрию окон и крыш

на матовом фоне заката,

вечернего города гулкую тишь

в кварталах его угловатых.


Но знаю, углов и кубов простота

обманчива и лицемерна!

За темным ли, светлым окном — маята,

и страсти, и дрязги, и нервы.


За каждой стеной — там свой мир и борьба,

и бешено мчатся минуты.

О, жизнь! Разве кто-нибудь прожил тебя,

душевной не вытерпев смуты?


Ужели от века — как гибельный рок —

положена эта расплата

за то, чтобы видеть и чувствовать мог

я блеклые краски заката?


За таинство линий, за дальность мечты,

за острую сладость истомы,

за каждое Я и каждое Ты,

и за гармонию красоты,

что в линиях есть невесомых…



***

Иду я улицей знакомой,

но лиц знакомых не встречаю.

Все тянет к маминому дому —

с ней посидеть за чашкой чая.


Она тотчас засуетится,

остатки выставит варенья,

расспросит и начнет сердиться —

в связи с семейным положением.


И скажет: женщины виною,

что стороной идут успехи.

Сыночек, жил бы ты со мною,

писал бы книгу без помехи.


Нашел бы женщину другую —

и подобрей и поумнее…

Мне не сдержаться. Я психую —

ударить места нет больнее!


Давно уже хожу в известных,

закончил книжки — ту и эту.

Живу неплохо, если — честно,

а мамы нету, мамы нету…


Поеду завтра на кладбище,

гранитный памятник почищу,

а на душе чтоб стало чище,

я рубль отдам старушке нищей.



***

Все перепуталось, перемешалось,

переиначилось и разбежалось.


Черными тучами мысли ушли

за горизонты бескрайней земли.


Где-то успехи бредут с неудачей,

где-то удача с бедою в придачу.


Что-то считают, с кем-то судачат,

что ни прикинут — выходит иначе.


Все перепуталось, перемешалось,

переиначилось, переигралось.


Светлым и темным повита коса,

в поле иду — попадаю в леса.


Где-то аукнется, кто-то откликнется,

горе с удачей никак не обвыкнется,


и ничего не желают желания —

тихо летают над морем молчания.


Все перепуталось, перемешалось,

буря в пруду, как назло, разыгралась.


Я не кричу, не прошу: пусть играет —

в море погоду не выбирают.


Пьян капитан и команда вразброд —

мне бы уйти на другой пароход.


Hо пусть неудача по берегу скачет —

я поплыву назло неудаче!


Красная девица краем пройдет,

свяжет, развяжет, поймет, соберет…



***

О! Вдохновение опасно —

как и любовь, оно — болезнь.

Ежеминутно, ежечасно

слетает с губ другая песнь.


Ты не успел привыкнуть к старой —

летит, летит еще одна!

И снятся по ночам кошмары,

а чаще вовсе не до сна.


Нет, я люблю другие темпы,

когда как будто вяжешь нить.

Цветным узором вьются ленты,

твой долг — рисунок сохранить.


Когда ж мелодия готова,

тогда и сердце и душа

ее рассказывают снова,

как будто нянчат малыша.



***

В какую церковь ходите, синьора?

Не бойтесь — я не встану к алтарю,

но в синем сумраке — на хорах —

свечой от нежности сгорю.


И все, что нужно — преклонить колени,

держа в руках листки моих стихов,

когда взметнутся в небо наши тени

под песнь нездешних голосов.


И там, на небесах, мне будет сниться

склоненная фигурка в полумгле,

как силуэт большой, красивой птицы,

навек прикованной к земле.



***

Сегодня ночью, уже под утро

меня покинула муза —

благо форточка была открыта.

Впрочем, муза легко проходит

и сквозь стены…

Она ушла,

оставив меня с ненаписанным

последним стихотворением.

Теперь я не узнаю —

нашел ли я свой женьшень?

Муза! Подари мне

только одну строчку!

Нет?

Ну что же…

Я буду искать ее сам.

На ощупь буду подбираться

к размеру последнего стиха,

продираться сквозь дебри

наскучивших ритмов —

наезженных, как дамбы, ямбов,

сухих, как кожа змей, хореев…

Я соберу первую строчку

из морской прибрежной гальки,

чтобы слепила глаза.

Из морских звезд и ежей —

чтобы колола и ранила.

Я наполню стих морской водой,

чтоб был бездонным,

и раскрашу красками вчерашнего заката.

Мы забрались на перевал.

За огромной округлой падью

шла другая цепь сопок,

за ней — еще одна, совсем синяя,

а там — еще одна, и еще…

Гигантское стадо синих сопок,

бредущее — по самые спины —

в сизой мгле.

Рассеявшийся тайфун

развесил свои влажные простыни

по всему небу,

а между плоскими облаками

и грядой сопок

была туго натянута

светящаяся лента цвета апельсинной корки.

Перед лентой, с облаков

свешивалась тончайшая занавесь

розового тумана,

слегка колеблемая ветром.

Серые простыни постепенно превратились

в темные дырявые одеяла.

Округлая падь наполнилась ночью —

как большая темно-зеленая чаша наполнилась бы

густым черничным соком,

а на горизонте

все еще светилась

тонкая оранжевая полоска,

лелея едва тлеющие надежды…



* * *

Отболею, отстрадаю,

нежной страсти сброшу путы…

Я на счастье не гадаю —

без душевной жить бы смуты!


На тебя я не в обиде:

сколько любишь — столько даришь.

Мне в моей земной планиде

мало ль выпало пожарищ?


В перекрестье наших судеб

и тебе жилось не сладко.

Я давно — пусть кто осудит! —

за тебя молюсь украдкой.


Отстрадаем, отболеем,

рви не рви, само порвется!

А за тех, кого жалеем,

нам когда-нибудь зачтется.


***

А что, дружок, — махнем куда-нибудь? —

где нас никто совсем-совсем не знает,

где горы друг на дружку наползают

и где корабль свой долгий начинает путь.


Пусть нам звенит ленивый летний зной

и душу ранят алые закаты,

и пусть поют немолчные цикады:

мне не до сна — ведь будешь ты со мной!


И смоют волны цепь твоих обид,

моих упреков след веселый дождь размоет,

а если вдруг свирепый шторм завоет —

удача нас спасет и сохранит!


Представить только: ты и я, вдвоем!

Не день, не два, а долгий-долгий месяц!

И сон… и явь… и миг… и вечность…

Я не шучу, дружок, давай — махнем!


***

Не слышно труб, молчат фанфары,

весенний лес — пустой, как зал:

две-три медунки в листьях старых

и озера простой овал.


Молчит труба, но обозначен

в душе невидимый рубеж:

и лес, и солнце — все иначе…

Прощай, женьшень моих надежд!


Ты существуешь, и прекрасно.

Я прежних песен не пою

и писем путанных и страстных

не посылаю в даль твою.


Но в час, когда лучи отлого

пронзят багровых листьев рать,

я буду — над твоим порогом —

листом осины трепетать…


***

В моей душе гуляют сквозняки.

Она не прибрана. Распахнуты все двери.

Роняю тысячи, считаю медяки

и не спешу оплакивать потери.


Я, видно, в этом мире слишком свой.

Куда ни глянь — везде моя квартира.

Но в комнатах пустых — не оттого ли вой

вдруг вместо песни исторгает лира?


Кругом огни, манящие огни.

Но нет костра, бытовки нет, камина.

Метелью звездною мои кружатся дни

и нет минуты чай испить с малиной.


Зачем грустить? И так недлинен век.

Дорога выбрана. Теперь уж не оставишь.

Я, пальцы заломив, бросаю их в разбег

на черно-белый ряд нетерпеливых клавиш.


В моей душе гуляют сквозняки.

Пусть будет так. Пусть настежь будут двери!

Пускай звенят в кармане медяки —

пока в свою судьбу,

в свою звезду

покуда верю.


***

Качаясь, плыли облака,

земля качалась.

И церковь падала века,

где ты венчалась.


Спадали стены долгий час,

круша пространство.

Но поднимались каждый раз —

о, долг упрямства!


И я упрямо заклинал —

в стихах и в прозе:

уйдем, сбежим — в безумство скал,

а кольца — оземь!


Ты соглашалась в тайных снах,

и трубы — пели!

Казалось: взмах, последний взмах,

и мы — взлетели!


Взлетели в даль, взлетели в высь

над снежным пиком.

И ты шептала: поклянись

Пред светлым ликом…


Качаясь, плыли облака,

земля качалась,

последний храм — у ледника —

где все кончалось…


Казалось: нежный всплеск руки

и дрогнут губы.

Но под протяжный стон реки —

умолкли трубы.


Умолкли трубы, смолкло все:

печаль в каньоне…

Твое восточное лицо

В моих ладонях.


И я шептал: в сон возвратись,

мне явь опасна.

А я возьму помягче кисть,

поярче краску.


Сними кольцо. Войди в мой храм:

я — не обижу.

Раскину кистью — тут и там —

сад хризантем — к твоим ногам,

и горсть — на купол, к облакам —

пионов розовых

И рыжих…


***

Кате


Зов странствий так неотразим,

что вовсе нету сладу с ним!

И все же снег суровых зим,

и ветки черные осин,

берез плакучих белый грим,

и дом родной — ведь он один,

хоть доживи ты до седин!

Отечества нам сладок дым:

он от огня, что в стужу зим,

нас греет пламенем своим,

он от огня, что негасим.



Фиолетовые круги

(маленькая поэма в свободном жанре)


Г. Прашкевичу


1


Фиолетовые круги

давно не гостили в моих стихах.

Как новгородские струги,

они еще где-то в других веках,

в других началах и других концах.

А может быть, в мареве летнего утра,

в мерцании бликов на лунной дорожке,

в парении птиц над восходящим потоком,

в аромате цветущего серебристого лоха?..


2


Земля и небо.

Художник утверждает, что земля и небо составляют

одно целое. Их нельзя разделить.

Горизонт принадлежит и земле, и небу сразу.

Облака — это опрокинутые горы,

а море — зеркало неба.

Hебо без земли можно рисовать только в порядке

эксперимента. Правда, Ромадин нанес на холст

млечный путь (более древний, чем шелковый).

А когда рисуется земля, то небо подразумевается.

В освещении, в тенях, в бликах.

Светлым или темным окном.

Зеленью листьев и трав.

Кто же ты — земля или небо?


3


Луны серебристый круг

скользит по небесной глади.

Расплавленный круг солнца

завис на дневной стороне.

А где-то высоко Высоцкий

грустит по Марине Влади, —

частица вселенской печали

сегодня живет во мне.


4


Фиолетовый круг — это символ несбывшегося или

непознанного и не названного. Со временем

он сжимается в точку. Мы существуем

внутри большого круга, который

передвигается вместе с нами, когда мы движемся

вдоль прямой. Она никогда не пересечет

границы круга.

Я пытаюсь дойти до начала. До начала начал.

Но мне суждено дойти лишь до конца.

Это и есть жизнь.



***

Ты сама себя не знаешь,

словно тайна для себя,

словно дальняя дорога

в разноцветье сентября.


Да и сам себя пытаю,

сам постичь я не могу —

отчего пахнуло маем

на осеннем том лугу.


Отчего твои изгибы —

как березка на ветру,

как речные повороты,

что увидел поутру.


Эта тайна не раскрыта,

тайна эта — как туман,

что обнял кусты ракиты.

Пусть бы тайна — не обман!


***

Forever, друг, forever!

Как небо и земля,

как дальний юг и север,

как лето и зима,


как солнце в синей выси

и месяц в черной мгле,

как лес в тропинках лисьих

и поле в конопле,


и как пески в пустыне

и вешняя вода —

все то, что с нами ныне,

да будет навсегда!


***

Мы временные гости

под небом голубым.

А дом наш на погосте,

все остальное — дым,


все остальное — пятна

в коротком полусне…

Едва привык — обратно

мчит лодка на волне.


Там за чертой прибоя

дорога никуда…

Коснусь черты — открою

счет долгий навсегда.


Покатится колечко,

нерадостно звеня.

С любимой миг… Но вечность

в тиши небытия…


Я плачу (я бессилен!) —

других не нужно слез,

когда домой — к осинам

свезут под стук колес.


***

Спасибо бессоннице

за утреннюю прогулку,

за тихую улицу,

лесную дорожку,

туман в распадке,

ручей в овраге.

За мысли неспешные

и встречу с прошлым.

За то, наконец,

что тебя — сегодняшнюю —

вернувшись, встретил.



Колыбельная для дочери


Гаснут окна в нашем доме,

очень тихо и темно.

Все ребята, Аньки кроме,

сладко спят давным-давно.


В небе звездочки уснули,

прямо сонные висят.

Часовые в карауле —

даже те украдкой спят.


Спят на кухне тараканы,

мыши в подполе храпят.

У одной лишь дочки Анны

совершенно бодрый взгляд.


Вот прошла еще минута,

и погасли все огни…

Дорогая дочь Анюта,

Ты, пожалуйста, усни!


***

Я знаю, что мы рождены друг для друга,

судьба нас творила по мерке единой,

с особым стараньем она подгоняла

твою красоту и мои идеалы.


И есть свой резон в том, что встреча любимых

свершилась в ту пору, когда пониманье

взаимного сходства, взаимных стремлений

могло быть осознано клеточкой каждой.


Одно беспокоит и кажется странным —

ничтожный размер вероятности встречи,

как будто столкнулись две микрочастицы,

рожденные где-то в созвездиях разных.


И столько событий плохих и печальных

вело к этой встрече бесспорно случайной,

что кажется плата излишне большою,

к тому же другие напрасно страдали.


Но если печать непременных условий

лежит на обидах, разлуке и горе,

приемлю судьбу, ни о чем не жалея,

оставив лишь боль за чужие потери.


И мне непонятны твои сожаленья

по поводу жизни прошедшей итогов —

тем самым жалеешь о встрече любимых.

Ведь главным итогом была эта встреча!


***

Поманила счастьем,

назвала любимым,

увела с тропинки

под кусты рябины.

Шелестели листья,

наклонялись ветки,

ничего не видел,

кроме милой Светки.

И на солнце красном,

и при лунном свете

с милой целовался,

да подул злой ветер.

Отлетели листья,

замело дорожки…

Нет, не получилось

счастья у Сережки.


Астраханский аэропорт


В Минводах плохая погода,

туда не летит самолет.

Пустая степная природа

внезапно вошла в наш полет.


Я слушаю жалобы ветра,

жую в ресторане лангет.

Мне здесь надоело до смерти,

но выхода — вылета — нет.


Здесь носятся странные мысли,

в них горечь утраты, тоска.

Вот мысли в тумане повисли

и дальше летят в облака.


А я, как забытая тара

в задворках аэропорта —

завалена старым товаром.

проста ее жизнь, но пуста.


Все зыбко и все ненадежно,

меняют прогноз каждый час.

И на сердце как-то тревожно —

какие преграды ждут нас?


Одно лишь на свете бесспорно

(и то, если карты не врут!),

что Волга в Каспийское море

впадает поблизости тут.


Тупым, в безнадежности, взором

увядшие вижу листки.

Толпы ожидающей говор

сжимает виски, как тиски.


Я крикнул, отчаявшись, Богу:

Всевышний! Ты просьбе внемли —

Иль сделай в Минводах погоду,

Иль в Астрахань Свету пришли!


***

А жизнь не в том,

не в том, не в том,

чтоб плыть бревном,

чтоб быть бревном,

а в том, чтоб плыть наперекор,

себе — на спор,

другим — в укор,

чтоб зубы сжать,

когда вверх дном,

когда все в жизни кувырком.


И жизнь не в том,

совсем не в том,

чтоб быть бобром,

чтоб жить ежом,

а в том, чтоб вылезти из нор

и — на простор,

и — выше гор

лететь стремительным орлом,

и в том, чтоб был прямее взор,

когда на зло глядишь в упор,

и в том, чтоб был светлее взор,

когда встречаешься с добром.


А суть не в том,

совсем не в том,

чтоб быть вдвоем

и лишь вдвоем!

Беги скорее на простор

и мчись конем

во весь опор,

пусть ветер кажется свистком,

мчись — под тобой цветов ковер,

ты встречных одаряй цветком

и мыслью быстрой, как огнем

твори причудливый узор —

ведь суть вся в нем,

в узоре том!





Комментарии читателей:



Комментарии читателей:

Добавление комментария

Ваше имя:


Текст комментария:





Внимание!
Текст комментария будет добавлен
только после проверки модератором.