Никита Брагин «Городская весна»

Вакханалия


Распаренная, жаркая, мещанская Москва,

отъевшаяся, яркая, веселая вдова,

опять шумишь вокзалами, соришь огнями алыми,

горда по-скоморошески, хмельная голова!


Тебе служить рискованно – черт знает что творим!

Тебя любить – роскошество. Ты снова Третий Рим,

но только Рим языческий, во всем своем величии

на сизые подглазия кладущий жирный грим.


Попсовая, бессонная, не помнишь ни греха,

под бархатом посконная, под мрамором труха, –

ничем тебя, дебелую, не сжить со света белого,

везде тебе, счастливице, меха и потроха.


И как тебя ни стискивай очередным кольцом,

ты снова прешь неистово за золотым тельцом,

беснуешься, крамольная, рыдаешь, колокольная, –

серебряное горлышко, но залито свинцом!


А где-то там за окнами, за пазухой твоей,

спелёнутая вздохами, и в путах до бровей,

не слышана, не узнана, и никому не сужена,

поет душа-печальница, что в клетке соловей.



Городская весна


Весна предчувствий и предвестий

взрывающая глухоту,

базар предметов и предместий,

сквозняк, прогнавший духоту,

остатки снега, кучки сора,

полуистлевшие «бычки»,

и ощущение простора,

и взгляд свозь пыльные очки

поверх голов, и в полусферу,

куда-то вдаль, в голубизну…

Весна сочится в глубину

по котлованам и карьерам

за каплей капля сквозь песок

до чистоты, до родниковой,

пульсирует, бежит поток,

и оживают переулки,

орут, блаженствуя, коты,

шпана выходит на прогулку

шансонничать до хрипоты…


И снова скучно и знакомо

как знаки брендов мировых 

и мельтешенье насекомых

среди отходов бытовых.

Куда же плыть? Решайся смело,

все, что полюбишь, выбирай,

и дальше, дальше, до предела,

за горизонт, за самый край…


Как хорошо, что все смывает

с дороги вешняя вода,

и весело звенят трамваи,

и в ночь уходят холода.



Видение Руси


Она осталась как вчера,

но, спрятана от глаз,

в ночи ползёт из-под ковра,

и воду пьёт из ваз,

ютится в старых зеркалах, 

скрипит в петлях дверей, 

бредёт по улицам впотьмах,

и шепчет – обогрей!

Не отвернёшься, не смолчишь,

стемнело – тут как тут, 

скребётся в душу, словно мышь

за ячменём в сосуд…


Но, если не боишься ты, 

к себе её впусти,

цветком забытой красоты

дозволь ей прорасти,

и будут вечер, и альков,

и скатерть, и графин,

и нежность пухлых локотков,

и томный жар перин,

шеренга слоников, хрусталь,

и трав лечебный сбор,

в шкафу – церковный календарь

(Елоховский собор),

лампады осторожный свет,

герани у окна,

и сотню дней, и тыщу лет

покой и тишина…


Что правда здесь, а что мираж,

попробуй, угадай!

Пылает меч, крылатый страж

встаёт у входа в рай,

стеклом становится бетон,

текучим воском сталь,

сквозь стены к нам со всех сторон

распахнутая даль,

Руси малиновый покров,

рассветный окоём

над ветхой плесенью миров,

в которых мы живём.



Арбатские птицы


На Арбат прошвырнусь, пока спишь ты,

К небесам запрокину лицо,

Где нездешняя белая птица

Положила на крышу яйцо

(Андрей Вознесенский)


Слышишь мир за стеной и не спишь ты,

и тоскуешь, не зная причины...

Так в Шумере не спал Утнапиштим,

слыша голос пучины.


Воспаленно трепещут ресницы,

и луна вырастает горбато,

и кружится огромная птица

над скорлупкой Арбата.


Бьется ветер в окно, и, конечно,

фонари отражаются в лужах,

и дрожишь на пороге кромешной

удушающей стужи.


Словно заперта в субмарине,

за вибрирующей переборкой

чуешь мира сороковины

так протяжно, так горько.


Прошепчу я сквозь воды и скорби,

через плиты панельных и блочных

никакому ни urbi, ни orbi,

но тебе, полуночной.


Засыпай и не слушай стихии,

и рассеются тучи и стаи,

для тебя почитаю стихи я,

так, как детям читают.


Станешь ты мне любимой сестрою,

стану я для тебя старшим братом,

а наутро мы окна откроем

и взлетим над Арбатом.



Второе дыхание


Зайдем сюда, возьмем по стопке яда,

имеющего свойство отпускать

на волю все, что надо и не надо,

и все, что будет горько вспоминать.

Здесь рядом незабвенный бывший рынок,

здесь парковал коляску Моргунов,

здесь, в толчее ушанок и косынок

клубился паром жаркий дух блинов.

Здесь и сейчас торгуют и считают,

но, как «железный феликс», без души,

и в сторону метро толпа густая 

тебя несет, а ты спеши, спеши… 


Остановиться, выйти из потока,

застыть на миг, из тысячи времен

проросший в наше время словно сон

весенних почек, напоённых соком,

готовых распуститься… Так и мы,

чего нам стоит отойти направо,

а хоть бы и налево, и орава

промчится мимо, и к дверям тюрьмы

без нас придет. Свобода – неподвижность,

бесцельность, бесполезность и покой.

Свобода – крест над северной рекой,

забвение и ночь. Какая книжность –

вы скажете. А я не возражу.

Где ум свободен? На странице книги.

Приходишь там к любому рубежу,

на улицы Шанхая, Дели, Риги,

в любое время… Сам же как Протей

меняешься. Живешь дрожащей тварью,

и умираешь, словно падишах,

вино вскипает в золотых ковшах,

и небо пламенеет светозарью

невиданной… Сейчас и прямо здесь

ты даришь мне дыхание второе,

вот-вот зардеет солнце за горою,

глаза слезами наполняет резь,

и по гортани льются спазмы боли…

Какое счастье и какая воля!


"Второе дыхание" – рюмочная в Москве, находилась в том самом переулке, где Леонид Гайдай снимал зимние сцены на рынке в "Операции "Ы".



Ангелы


Белеют ангелы на кладбище

за древней крепостной оградой,

деревья сбрасывают рубища,

везде бессилие распада.

Идешь – чем далее, тем глуше,

во мху гранит и кирпичи,

и тишина пронзает уши,

хоть во весь голос закричи.


Кому кричать? Здесь только ангелы,

да и от них ты отгорожен.

Так вирус из прозрачной ампулы

к живому вырваться не может, –

осталось только ждать и слушать

как веют крылья за стеклом, –

так посреди великой суши

вдали угадываешь гром.


И веришь ангельской гармонии,

которая в столичном гаме

рассеется – лишь только тронь ее

неосторожными руками.

Молчишь, и кажется, что дышишь

сырой кладбищенской землей,

и на душе все тише, тише,

и все угадано зимой.



Рогожская застава


На трамвае гремящем до самой Рогожской заставы,

мимо серых градирен и чёрных проталин в снегу

я поеду, поверьте, не ради забавы,

но зачем, объяснить не могу.


Что-то тянет уехать дорогой, усталой как совесть,

в чёрно-серый пейзаж обнажающей струпья весны,

просто тянет и тянет, без всяких условий,

словно старое чувство вины.


Словно ждёт меня что-то на этом смиренном кладби’ще, –

измождённая верба, рябины надломленный ствол,

словно губы мои безутешная ищет,

прошептав – наконец ты пришел.


Словно кто-то поёт, все далече, все горше и выше,

словно кто-то рыдает в ночи на пустом берегу, –

я все ближе иду, все отчётливей слышу,

но увидеть еще не могу.



***


Нынче небо хмуро и хмарно,

слякоть снега, и та сошла,

мостовая грязна, словно карма

в очагах и кавернах зла,

и живёшь ожиданьем крушений, 

и со страхом входишь в метро,

и на душу надет ошейник,

а в глазах слепяще-пестро.

 

Ищешь выход, и сердце бьётся,

словно щука хвостом об лёд,

тщетно ловишь со дна колодца

облаков равнодушный полёт.

Статистический потребитель

сублимированных котлет

не расслышал слова «любите»,

и решил, что этого нет.


Нет ни солнца, ни Альтаира,

нет ни лунности, ни синевы,

ни пилотов, ни пассажиров,

нет ни птицы в небе Москвы…

Так зачем ты веришь и видишь

белокрылую высоту,

так зачем ты, хоть стоя, хоть сидя,

всё летишь и летишь по листу?


Всё предчувствуя, всё понимая,

у последнего рубежа

отверзает уста немая,

раскрывает крылья, дрожа,

и поёт, и плачет, нагая,

неприкаянная душа,

а волна гремит, набегая,

и дробится, смертью дыша.



***


По гранитным панелям вдоль бывшего рынка

я её догоняю почти что бегом,

а она исчезает в потоке Ордынки,

за огнём светофора, в пространстве другом.


Там уже ни сегодня, ни завтра не будет,

там уже не придут, не найдут, не убьют,

там совсем как родные, случайные люди,

и в любой подворотне находишь уют,


и в подъездах уже открываются двери,

и за окнами лампы призывно горят.

Я, наверное, грежу, а, может быть, верю

этим тихим виденьям, легко и подряд.


От осеннего листика до новолунья,

от виньеток на вывеске до фонаря

словно карты подряд мне бросает шалунья,

и красуется, шалью цыганской горя…



***


А на Большой Серпуховской,

еще сто лет назад окраинной,

покой, пронизанный тоской

со ржавым привкусом окалины.


Дряхлеющая тишина

суха как пыль на подоконнике,

а грусть прохладна и нежна,

почти как толкованье сонника.


И в ней плутаешь и плывешь

по краешку воспоминания,

где сон на обморок похож,

и пробужденье все туманнее.


И, пробуждаясь, ты летишь

сквозь девяностые в двадцатые,

как сквозь космическую тишь

звезда, слепая и косматая.


И крылья, полные огня,

слабеют, распадаясь искрами, –

сгораешь, время хороня,

горюешь над прожитым близкими.


А эти старые дома

тебя переживают заново, 

и, кажется, Москва сама

вздохнула кипенью каштановой,


и провожает, и поет,

и музыкой, тобой услышанной,

сопровождается полет

во сне над утренними крышами.



Сны


И снова сны – стихи из подсознания

ручьями звуков льются наизусть…

Огромные, но призрачные здания,

ночная неподатливая грусть.


Там пахнет распускающимся тополем

и прошлогодней высохшей травой,

и ты летаешь, словно ветер во поле,

и облака над спящею Москвой.


Летишь во тьме, не ощущая тяжести,

летишь, и свет боишься уронить,

и ты свободен – или только кажется,

что лопнула натянутая нить?



Рожденный дважды


Все время слышу, как вокруг твердят,

что плохо все, что жизнь не удалась,

и некто, полувыбрит и поддат,

клянет погоду, родственников, власть, –

все, что припомнит, разве только Бога

не упомянет (он же атеист),

и все никак не вырулит к итогу,

зануден, пустословен, голосист…


Угадываю жадное желание

иметь в запасе жизнь, а лучше две,

прожить одну, а дальше – знать заранее

все прикупы (и джокер в рукаве!).

Желанье знать таблицу лотереи,

листы вакансий, ценовой разброс,

исчислить все и разрешить скорее

квартирный или половой вопрос.

Но, выслушав, я снова промолчу,

и свой секрет, как робкую свечу

ладонями от сквозняка закрою.

Не по плечу мне, да и не хочу

в распивочной разыгрывать героя.


Ты знаешь, я живу не в первый раз,

я мог бы целый год плести рассказ

о людях, знаменитых и не очень,

о городах, державах и эпохах,

включая все, что льется между строчек,

все капли, растворенные в потоках

прожитой жизни. Тот бесценный опыт,

казалось мне, способен уберечь

от всех невзгод, пожаров и потопов…


Но отчего же, помня каждый шаг,

я повторяю прежние ошибки,

шагаю неуверенно и зыбко,

смотрю не там, и делаю не так?

Я вновь теряю дорогих друзей,

и в горькой ссоре расстаюсь с родными, 

и, словно варвар, заплутавший в Риме,

иду в Макдоналдс, миновав музей…

Ступаю на знакомую тропинку,

и через миг – в неведомом краю…

Произношу молитву без запинки,

а после – продаю и предаю…

И не спасает память от безвременья,

ведя по лабиринту в темноту,

но снится белокрылое парение

твоей любви, поющей на лету,

и каждый раз по-новому рождаясь,

она меня зовет издалека –

цветок сансары, строчка золотая,

туман, росинка, ручеек, река…



Лимб


I had a dream, which was not all a dream

Lord Byron


Мне это снилось, или наяву

случилось, не узнаю я вовеки,

лишь помню, как покинули Москву,


как стылой рябью покрывались реки,

и неподвижность ледяной воды

напоминала сомкнутые веки


покойника… и пепельные льды

в морскую тишину стадами плыли

как антиподы облаков. Сады


роняли пепел. Струйки серой пыли

покрыли все – асфальт, металл, траву,

цветы Земли – покрыли и убили.


И небо потеряло синеву,

и море, остывая, умирало,

а ветер гнал опавшую листву,


гало слепое солнце покрывало,

как глаз бельмо. Движенье корабля

бесшумным было, или нам казалось?


Я не могу ответить. Но земля

была реальной – плоская, нагая,

пустые бесконечные поля,


где снежным воем север настигает

и гонит сквозь безликость городов,

холодными порывами стегая…


Вот и проплыли льдины вдоль бортов,

открылась гавань. Здания, как глыбы,

из голых плоскостей, прямых углов,


ни завитка, ни одного изгиба,

повыстрижено все. В какой стране

мы оказались? В Нидерландах, либо


на Готланде? Тонули в тишине

скрещенья улиц, и везде стояли

размытые как тени на стене


беспамятные люди. В их печали

сквозило ожидание конца

и страх страданий. Все они молчали,


но на вопросы с видом простеца

нам каждый встречный отвечал по-русски,

и опадала серая пыльца


с бесцветных губ и глаз, как пепел, тусклых.

Чего вы ждете – я спросил тогда,

и отвечали мне – к началу спуска


пора готовиться. Вот-вот спадет вода,

и успокоится холодный ветер,

и мы уйдем, и в нас умрет беда…


Какое безразличие в ответе,

покорное смирение в глазах – 

никто на умирающей планете


не помнит о любви, листая страх!

Разлюблена, покинута, забыта,

проспорена, пропита на пирах


Россия. Вы сошли с ее орбиты,

и ждете наползающую тьму,

и жизнь уходит, словно прах сквозь сито –


ни памяти, ни сердцу, ни уму.



Город-камень


Город-камень, город-крест,

крепость золотая,

словно древний палимпсест,

я тебя читаю

про себя и по слогам,

сквозь гранит и гравий,

сквозь базарный шум и гам

на остывшей лаве.


Посмотри – на белый свет

сквозь узор дешевый 

проступает шрифт газет,

лозунги Хрущева,

и сквозят, и режут глаз

правдой полуголой

подзабытый новояз,

мертвые глаголы.


Но осыпались трухой

ветхие обои,

закружился лист сухой

в небо голубое,

льется талая вода,

заливает мрамор,

всходит ясная звезда

над бессонным храмом.


И не верится уже

в ужасы пророчеств –

на последнем рубеже

лето все короче, –

город обронил парик,

платье бросил наземь, –

в горле дозревает крик –

вырвать все и разом!


Город – матовый кристалл

в золотой оправе!

Неужели час настал

роду и державе?

Проступили шрамы слов

на твоих скрижалях,

когти бронзовых орлов

рукояти сжали!


Город – горькая строка

грянувшего грома!

В этот миг твои века

станут невесомы,

в белокаменном ковше

растекутся медом,

и расплачутся в душе

твоего народа!


Воздух, терпкий как вино,

золотая осень…

Сколько будет нам дано?

Все, что ни попросим!

Город, вымытый дождем,

радугой увенчан…

Начинайте! Что мы ждем?

Занавес – и вечность!











Комментарии читателей:

Добавление комментария

Ваше имя:


Текст комментария:





Внимание!
Текст комментария будет добавлен
только после проверки модератором.