Регина Мариц «Апрельские зарисовки»


 Кишинёв


 Двенадцать лет, и лето нараспашку.

 Вспотевший двор хрущёвской трёхэтажки,

 рукастые каштаны

 в балконные карманы — 

 без спроса.

 Чу! Из казанов —

 вишнёвое стаккато: Ки_ши_нёв.

 

 Вирджил Васильевич выносит мусор — 

 румянец и послеинсультный шаг,

 фанат Вертинского и женских бюстов;

 как выпьет, плачет, кроет Сибирлаг

 и русских: тех, что увели корову

 и папу — ни за что и навсегда.

 

 Опять бушует рэбе со второго!

 Поёт, кричит ли, молится?..

 Седа

 в его окне колючая джида.

 

 За гаражами тень, и три девицы

 гадают на сыпучих лепестках:

 останемся, уедем, что случится?..

 

 Всё будет хорошо

 

 А будет так:

 вот этой, с левантийскими глазами,

 цвести, толстеть и соблюдать шаббат;

 вот этой, длинноногой, в Алабаме

 рожать разнокалиберных ребят;

 

 а этой вот, молчунье близорукой,

 ходить за словом, за вишнёвым звуком,

 неузнанной маруськой

 по памяти по узкой,

 оттуда,

 где был русский мир

 натянут между «доАмне» и «вэй'з мир».

 -

 доАмне - [’dwam-ne] боже мой! (с румынского)

 вэй'з мир - боже мой! (идиш)

 

День-одолень


день, день, день, день —

 плещется слово в строчке.

 словно и не был апрель, апрель,

 вымолчанный в рассрочку.

 

 тенькает где-то: разлей, разлей,

 легче нести пустое.

 день-одолень, день-одолень —

 на посошок и стоя.


 где упала ничком перекатная дрожь,

 неоплатная ложь,

 /отвернись и не трожь/

 я живу и не верю ладонным,

 

 и в трясучих держу перочинный стальной,

 /завиток золотной

 да слеза над скулой/

 а в закушенных русское слово.

 

 ничего тяжелей перевитых корней,

 перебитых стеблей,

 /всё о ней да о ней/

 ничего ненадёжней заслонов.

 

 и святых не отместь, и земных не отвесть,

 и весенняя взвесь,

 как дочерняя месть —

 вперекор, вперехлёст, по ладонным.


 как сойти с убегающей улочки

 и не встать соляным в перекрёстке,

 если речь не по месту получена,

 и места небесам не по росту...

 

 перемелется ли, перебродится,

 я вернусь ничего не забывшей,

 приложить подорожником родину

 к этой незаживающей жизни.

 

Сайгак


Я слышала бубен растущего льда

 на поздней реке

 и знала что будет и что — никогда.

    Как пела мне ночь горловую звезда

    на сколотом с волн языке...

 

 Холщовая степь, каменистый убор

 и небо в ногах.

 Я знала, что север — откуда простор.

    Там медленный дом, там предел и повтор,

    там белый танцует сайгак.

 

 Я помнила танец и танец ждала,

 терпела родство

 и знала, что ближний куёт удила,

    что белого мяса хотят вертела,

    а дальние ждут моего.

 

 Как бубен звенит и окрепла вода...

 Танцует сайгак.

 Я знаю что было и что — навсегда:

    река горловая, степная звезда

    и север — так молод и наг.

 


Апрельские зарисовки


                                            «а у меня всего лишь карандашик

                                              в моем чехле»

                                                                         Константин Кроитор

 

 прилетал перепончатый гнев

 иерихонский

 горланил и выкал

 полугусь-полулев-полублеф

 полный хоботов на мотоцикле

 

 ах, савранский, – славянский авось

 по весне так роскошно и хлябко

 и так надо, чтоб громко жилось

 

 мятый фантик – гусиные лапки

 

 

 ***

 лестничный такт и фермата двери,

 целая нота глазка,

 тридцатьвторыми: до_ре_ до_ре_ми,

 пауза.

 

 издалека:

 – кто там? – тарелки, железная дрожь.

 – я! – оборвётся струна.

 

 так поиграешь, и снова живёшь.

 

 родина, что ли, весна?..

 

 

 ***

 У заправочной, по весне

 лёг на лавочку

 и запел  

 непотребный, осоловелый

 на ветровке – «Walt Disney»

 

 Шла чужая

 да обошла

 видно выплакана до дна

 

 но хватилась его

 родная

 

 ухватила

 за обшлага

 

 

 ***

 сыр и киндзмараули

 яблоки

 

 переулок

 в дождике набекрень

 хрумкает сны

 

 апрель

 

 в ящике из-под света

 тесно

 собака, детка

 

 чур меня

 

 тишина

 сборчата и длинна

 

 

 ***

 где нет звонков, и писем нет

 ты гладишь трещину на чашке

 она причудливо причастна

 к моей вине, к моей весне

 

 потом придумываешь быть

 и про безбашенность апрелей

 и ставишь чашку на тарелку

 чтоб не разбить

 

 

 ***

 ни гром не грянул, ни славянка,

 во облацех светла вода,

 и одноногий оловянный

 стоит, влюблённый, у пруда.

 

 летают хищные стрекозы,

 обмякла на весу сирень,

 и хлещет востроногий воздух

 ручных людей и дикий день.

 

 мужчины сходят на галеры,

 а женщины вершат супы.

 их спины потные от веры,

 их плечи на покат судьбы,

 

 их солнцу солоно и вкусно

 крыло ребячьего утра,

 в котором лебеди и гуси,

 и оловянный у пруда.

 

 Дунст 11-12


 опять стучатся к нам слова,

 опять не спится,

 и кычет чёрная сова,

 и лунной спицей

 всё тычет ночь в большую шаль,

 всё вяжет, вяжет:

 петля — любовь, петля — печаль,

 узор лебяжий.

 

 

 ***

 когда уходишь от себя,

 устав с собой родниться,

 и прах словесного тряпья

 хоронишь на границе

 чужих резонов и своих

 позорных оправданий, —

 погода ровная. вали.

 дожди — нежданны.

 

 

 ***

 вселяйтесь в опальные домики

 где птицы гнездятся в гардинах

 штудируйте воздух искомканный

 играйте его андантино

 кружитесь держитесь за музыку

 смотрите в рассвете незваном

 как стены становятся узкими

 а птицы становятся вами

 

 

 ***

 Взрывала тысячи шутих.

 

 Напасть, гордыня, шалость —

 пленив себя, пленять других

 и верить, что случалось.

 

 Потом лежала в тишине,

 костров не разжигала,

 и вознесенское кашне

 так полыхало в вышине,

 на васильках Шагала.

 

 

 ***

 что так похоже на тепло

 протяжное, грудное

 

 /как жалко, господи, могло

 могло ли/

 

 дрожит в заклеенном окне

 черёмуховой гроздью

 

 и жалко, господи, что не

 что поздно

 

Персики


 каждое лето

 в нашем саду родятся персики

 

 бархатистые

 и тугие

 

 щекочут нам губы

 и мы улыбаемся

 

 услаждают языки

 и мы говорим золотые слова

 

 дерево же

 просто живёт

 

 материнское счастье бесхитростно

 

Стихи для папы


 наутро, после светлой пасхи.

 

 пуэр без сахара, пиано джаз,

 дрожащий холодком на мочке уха.

 дитя — лови/пусти/бобо/на руки,

 пятно на скатерти — павлиний глаз.

 

 и глаз весны — из цвета абрикоса,

 и глаз дождя косит на голубей,

 и пёс в коленях — грузный, мокроносый,

 и крохи сна роятся на губе,

 

 и в спину мне — в мою банальность, в счастье, в утро:

 

 «ты знаешь, дочь,

 а я скатился в детство.

 рисую всяких там щенков глазастых

 с большими бантами на раскудрявых лбах,

 то в травах, то под вишней.

 ...а то в дверях — дворца или сарайки

 /но непременно с круглым дымом на макушке крыши/,

 и лето в крупных бабочках.

 

 как будто это вам с маришей — маленьким.

 потом выбрасываю, чтобы не прознала мать.»

 

 и я захлопнулась, свернулась и разбилась

 на жалость и расплавленный желток

 в ломте пасхального апреля.

 

 о, сколько это длилось?!

 мы смотрели

 и видели себя: поток

 одних — горячих, многоцветных, плотных,

 других — прозрачных, бережных, простых,

 седьмых, десятых, сотых... самых первых.

 

 ...и родинку над рыжеватой бровью,

 и на плече зарубцевавшийся стежок.

 

 Шелкографичное китайское кино


 лидуша кряхтела.

 не так много места между snoopy и папой,

 но без них не заснуть.

 

 дед смотрел на её возню.

 

 я смотрела на деда,

 на детку,

 на собаку с заштопанной лапой

 и дышала в стишок,

 чтобы как-то согреться.

 

 ничего не начнётся,

 пока не разорвётся сердце.

 

 

 ***

 я говорю тебе обо всём.

 

 например, о том,

 что внутри дождя тепло,

 там живёт водяная собака

 с тонкими длинными лапами,

 базиликовыми глазами

 и плавниками.

 

 её имя начинается на «о»

 и поётся,

 примерно, как joe dassin

 или mon chagrin.

 /тут важно хорошо утопить назальное «эн»./

 

 когда кончится дождь,

 собака закроет собачий рот,

 скажет себе: охохо, —

 и уснёт.

 

 её сон совсем не похож на человечий,

 потому что идёт наоборот.

 спящую водяную собаку не видно,

 а она видит

 

 тебя, неусыпную /мама, ещё!/,

 меня, говорящую обо всём.

 

 например, о том,

 что внутри дождя тепло,

 там живут водяные овечки.

 

 

 ***

 пробраться в сон степенной кобылицы

 где молоко

 вперёд иголкой пришивает жеребёнка к степи

 и ждать волчка

 

 и чтобы полночь близится, волчка всё нет

 он пропадает, мама, пропадает

 его тысячерукая спасает

 а у меня колени, пах, живот

 дунай-дунай по горлу — плыть не переплыть

 

 а что дунай? лишь оправданье берегу

 и птичий рай

 

 

 ***

 шелкографичное китайское кино.

 пионовая дева, размягчённый солнцем пруд.

 золотые рыбы на лепестковом кимоно

 грызут сладковатые луковицы сердец.

 

 когда сердец не останется,

 острые рыбьи кости спадут,

 проткнут расписную тишину,

 и жилистая песня всплывёт на поверхность.

 

 потом придёт петя, мы нальём себе чаю,

 станем дышать в узкие губы китайских кружек,

 иногда посматривать на видеоняню.

 

 так музыка становится ненужной.

 

 

 ***

 правды не будет.

 случился сверчок.

 

 все живут на реке,

 носят большие фланелевые уши

 с дырочками для песен.

 

 суок, суок,

 замри на «о».

 

 всенощная

 до лета.

 

Разноглазая хаски


                                           «а там – дельфины»

                                                         Егор Мирный

                                          

                                           «синие маленькие гоночные автомобили, лето, школа»

                                           «тёмное стёклышко, вставленное в железное забрало»

                                                        Сергей Тимофеев

 

 Собака бежит по южному снежному городу.

 в одном глазу шелковица,

 в другом — можжевелина,

 в каждой шерстинке ветер,

 в каждой шерстинке ветер,

 север в ноздрях.

 понимаешь, север.

 

 в кухне темно и кофейно,

 надкусано яблоко,

 густо клубится верлибр тимофеева,

 а там —

 дельфины:

 синие маленькие гоночные автомашины,

 тёмное стёклышко, вставленное в железное забрало,

 рижский /парижский/ вокзал

 и кит даунз...

 / — кажется, кита, всё же, там не было. 

 — как же... из джаза, с любовью./

 я выбираю лето и школу.

 

 из лета выходит курчавый дассен,

 снежным комом,

 вернее, монро

 в белом люстриновом фраке.

 пуговиц нет, но блестящие ягоды:

 вот шелковица,

 вот можжевелина.

 

 троллейбусный визг.

 

 свист молодого эвенка

 где-то на севере.

 

О ловчих и певчих


 Шум человечий, чешуйчатый снег.

 Выключи звук.

 Боже, как вычурно машут руками актёры.

 Видишь — стоит, смотрит на всех,

 будто бы хочет нащупать — который.

 

 Снег превращается в свет, если молчать, —

 в солнечный брют.

 Это для порченых нежностью, 

 а уцелевшим —

 чай /брокен/

 и сказку о ловчих и певчих:

 как собирались и ночь demi-sec

 пили из рук.

 

 Пот над губой, распашные колени актрисы,

 музыка рыбья, чешуйчатый свет.

 

 Антониони —

 от века и присно.

 Антониони

 и снег.






Комментарии читателей:

  • Елена

    01.05.2015 14:37:53

    стихи все со своим особым колоритом, языком, стилем - особенные, и этим мне понравились




Комментарии читателей:

  • Елена

    01.05.2015 14:37:53

    стихи все со своим особым колоритом, языком, стилем - особенные, и этим мне понравились



Комментарии читателей:

  • Елена

    01.05.2015 14:37:53

    стихи все со своим особым колоритом, языком, стилем - особенные, и этим мне понравились

Добавление комментария

Ваше имя:


Текст комментария:





Внимание!
Текст комментария будет добавлен
только после проверки модератором.