***
И стены вод на землю опустились.
И был зачитан перечень вещей.
И было чудо дадено за так,
И хриплый голос нечто говорил,
И Гавриил утробно вострубил,
И вышел Куст из из грязного подъезда,
И, ослепленный искрами дождя,
Воздвигся, ветки выставив свои
Навстречу мне, и мне –
Мигал фонарь.
Светились искры, ягоды светились,
И бился желтый золотистый лист,
И бился лист,
И лист сказал такое,
Что взор я отвела смущенный свой:
На чудо пристально нельзя глядеть и долго –
Потому что бог с недостойной,
с пустой – говорит со мною.
А с богом долго – пережечь сетчатку,
А с богом долго – пережать аорту,
А с богом долго – мозжечок истлеет.
И был зачитан перечень вещей,
Когда земля нам девочкой была,
Была Лилит в одном носке нечистом,
Была Лилит с полоской золотистой,
Была Лилит.
И Гавриил трубит.
И Гавриил в трубу свою трубит,
И поступает в горло кислород –
Он там идет, а Гавриил ревет,
И –
опускаются
стены
вод.
***
Кто здесь воздвиг собор без чертежа,
Без цельной формы, без ее границ? –
Когда в вечерней слепоте чернильной
Вниз падает глубокая вода
На темные высокие дома,
И свет идет на ощупь, как слепой,
От фонаря до угольных стволов,
До тех штрихов, оставшихся от веток.
На вертикали все положен слой
Тяжелой краски – газовая сажа,
И мокрые сияющие блики
Дрожат и суетятся.
Льется дождь.
Растет собор,
И в сводах напряженных
Пульсирует готическая мощь.
"Toto, I’ve got a feeling we’re not in Kansas anymore"
Увы, Тото, мы больше не в Канзасе!
Здесь, в царстве ядовитых испарений,
Люминесцентных ягод и грибов
Вообще никто бы выдать нам не смог
На бланке гарантийное письмо:
"Друзья мои! Ваш мир – гигантский ясень,
Устойчив дом под кропотливой сенью,
Я говорю: все будет хорошо".
Увы, Тото, тот мир на дно ушел,
А здесь разнообразные невзгоды
Претерпевает ясень Иггдрасиль:
Уничтожает корни змей Нидхёгг,
И мокнет ствол, и ест олень макушку.
Отец наш Хаос! Блеск твоих структур,
Твои флуоресцентные гнилушки –
Все падает, и все стоит на месте.
Как оттиск на листе шершавом рыхлом,
Как свет витрины в западном Берлине,
Как желтый свитер вязаный на вырост –
Казалось бы, не очень хорошо,
Но в то же время очень хорошо –
Представь Тото, что даже тот, кто нанял,
От ангела агента отличить
Уже не может. Значит, и за нами
Не вьется нить,
И этот лабиринт
Непроходим. Непознаваем, значит.
Как ты и я.
Как небо и земля.
Такая песнь –
Без фальши, всё – как есть:
Пирует змей, скрипит великий ясень,
Но теплый хлеб нам тем и сладок днесь.
И вот тебе, Тото, благая весть:
Возрадуйся! Мы – больше не в Канзасе!
***
Уже октябрь, но цветет шиповник:
Бумажный призрак, мятая салфетка –
Один, одна – на зрелой, спелой ветке,
Как ранний очерк, не вошедший в сборник,
Как звукоподражательное слово
Среди своих собратьев покрупней –
Маститых существительных, глаголов,
Нос воротящих, будто незнакомы, –
Еще бы! Разве можно так цвести,
Как будто тяжесть всех прошедших дней
Не властна над тобою, мой цветочек?
Кругом октябрь, спелый барбарис.
Каштаны, сырость, паданцы с гнильцой.
И тлеет мысль,
И тяжелеют ночи,
И мегаполис, порист, вызревает,
И метропоезд яростно грохочет,
Акт прерывая пылкий речевой
(Стремительный, сам полыхает тоже).
И женщина с загадочным лицом
Стоит в толпе и светится сквозь кожу –
Как будто бы беременна и знает,
А мир –
еще не знает
ничего.
***
Когда темнеют воздуха пласты
И времени часами не измерить,
Тогда приходят страшные цветы.
Топорщатся их зубы, когти, перья.
Пусть тот цветок, пусть тот археоптерикс
С коническими острыми зубами
Распустится в кромешной темноте
И станет разговаривать словами.
Что говорит он, нам не стоит слушать,
Ведь может и по имени позвать –
Мне кажется, не очень хорошо,
Что слышат человеческие уши,
Как сыпется нездешний порошок.
Кому цветы не позволяют спать,
Тому скажи (особенно – себе,
Будь пунктуальным в этом отношеньи):
"Прими лекарство, сделай одолженье".
И выйдет тишина из темноты,
И птица
потеряет оперенье,
И расслоится,
И уйти захочет.
И хорошо. Теперь –
спокойной ночи.
***
Господин раскрывающихся пространств,
Я узнала тебя, узнала, когда машина
В темноте одолела замерзнувший поворот
И просто тихо вмещала нас.
Устав, негромко шептали шины.
Но, Господин разверзающихся высот,
Я Тебе не особенно благодарна –
Нечеловеческий Твой подарок,
Он всегда заполняет, а не дает.
Там, внизу, начинался Твой день рожденья –
И оркестр, и детские карусели,
И электрический Санта Клаус.
Всем было видно, а мне – казалось,
Как скрипит он и скалится на подставке.
А так хотелось побыть со всеми,
Постоять возле маленького прилавка,
Купить колбасок, конфет, глинтвейна.
Но бьются волны, но ходят волны –
И волна отделяет.
Она не знает
Тех пустот, что, не глядючи, заполняет.
Только свет электрический отчужденный,
Перемежающийся с тенями,
Вот этот, может быть, понимает.
Страшится: выключат – и не зги.
Как жаль – ему
не подать руки.
***
Где Nordsee встречается с Wremen, Deutschland,
Мы ели рыбу, и ветер – был,
Он сквозь косточки рыбные проходил,
И звенел позвоночник, как колокольчик.
Инопланетный ландшафт отлива –
Дно сырое, тревожная тишина,
И кричащая яростно, сиротливо
Чайка белая маленькая одна.
И потом в ожидании чайки еще кричали.
(Море! Море! Ты утоляешь мои печали,
Утоляешь жажду иных пространств,
Здесь развернувшихся так глубОко).
Мы смотрели сквозь рыбу и видели мы далёко,
Как вдруг большая треска на небе,
Немигающий круглый глаз,
Вечный старый плавник облезлый,
Посмотрела сквозь воздух и тихо спросила нас:
Съели рыбу?
Поймали ее легко?
Но меня –
Никогда
не поймать,
никогда
не съесть вам.
***
Космического холода боится,
Искомого страшится вещества –
А ледяные руки божества
Твои нагие трогают страницы.
Не хочешь ты! – Он все равно струится,
Полдневный свет – сквозь шторы, листья, дни,
И наши человеческие лица
Как рембрандтовой скальпельной рукой
Из темени выводит – и они
Чем – неизвестно, но хотят светиться.
Согнись в коленях и глаза прикрой:
"Мой блудный сын, вот ты теперь какой –
Совсем больной, сыночек мой родимый.
Когда искал я правильное слово,
Казалось – мы с тобою не знакомы,
Теперь – ты дома, истинно, как дома.
Мой сын
заблудший,
истинно
любимый".
Маис
Какой он будет желтенький и вкусный!
Початок этот новый кукурузный,
Который здесь стоит – один на всех,
Пока– в зеленый спрятавшись рукав,
Задравши хвост
И смертью смерть поправ.
Идзанаги и Идзанами
Хурму, бамбук, гранат и орхидеи,
И виноград, и хвойные леса,
И тысячи, и тысячи вещей,
И разные другие чудеса –
Стрекоз, жучков, нелепые предметы
Мы породить, любимая, успели,
Но скверна смерти и страна корней
Тебя изъяли, скомкали и съели.
Я стал один у мировых печей.
Ты слышишь, Идзанами? Слышишь? Где ты?
Божественная, ты куда ушла?
А помнишь, в пустоте того вокзала
(Мир прибыл, но еще не воплотился)
Ты обошла походкой Афродиты
Вокруг столба – и первая сказала:
"Какая радость встретить здесь тебя".
И мир потом
через тебя – родился,
Ты родила дракона, муравья,
И камень тот, и плеск воды в ручье,
И жизнью мир, что твой живот, надулся.
Я думал: вечность! Вечное создашь!
Но встал один у мировых печей.
Что если попросить тебя вернуться
На мост плывущий, мост небесный наш?
Что скажешь, Идзанами?
– Поздно! Я
Уже вкусила пищи незнакомой,
Потусторонний горек мне удон.
Здесь, Идзанаги, все не так, как дома.
И на меня теперь нельзя смотреть.
(Жизнь – создает, преображает – смерть)
– Зажгу огонь и посмотрю, темно,
Ни зги не разглядеть в твоем ущелье,
Что ты бормочешь глупость в самом деле,
Божественный не поменять удел.
Зажегся свет. И страшное прозрел –
Нехороша умершая. Мой бог!
От ужаса ворочается еле
Язык во рту, и кровь в обмякшем теле.
Нехороша умершая! И он
Богиню проклял страшными словами.
Что горше смерти? Горше стало ей.
И липкий мрак
на тысячу смертей
Разгневанная
множит
Идзанами.
***
Плывет в тумане волшебный весенний остров,
Древние боги в фонарных столбах сокрыты,
Заходящее солнце болит изнутри Изиды,
Новорожденный, дрожит на ветру отросток,
И цветущий каштан – как портрет оголенной Махи,
Как мелодия радости в правом ухе.
Только что же кружатся над ухом страхи?
И жужжат, и щекочут – слепые сухие духи,
Чуют духи, что сердце болит протяжно,
Что бездумный и храбрый кроит портняжка
Мир – лиловый, набухший, влажный,
Сладко пахнущий вязкой дурной сиренью.
Я осталась одна в это нежное воскресенье.
Я печатаю буквы
и вижу:
моя рука,
анонимная сила моей любви
Преображает на уровне ДНК
(Постепенно, с трудом, прилежно)
Голод сердца, который неутолим,
Голод плоти –
жестокий
и неизбежный.
***
Здесь, в московском метро –
Едино Твое нутро.
Едет бомж, опухший и краснорожий,
И я – с этой белой нетленной кожей,
Ты знаешь Боже:
Мы оба – одно и то же,
Плоть от плоти твоей неземной земли.
Брат мой!
Не брезгуй моим первородным смрадом,
Этим волчьим грехом первозданным тошным.
Я ведь (поверишь ли?) не нарочно:
Эти земли и раньше темно текли,
Эти земли и раньше казались адом,
Эти злые и раньше трещали своды.
Будь мне братом.
Прости мне
Мою природу.
***
Тайный сад (как он выглядит – я не знаю)
Расположен на улице Cimburkova
И незримо восходит на Витков холм.
Говорят, он похож на дом
Или озеро, или даже –
На сырой позабытый том,
Но откроешь его, и скажет:
"Ежевика и розы, и рыжий сухой физалис.
Лютик, крокус, каштан, кусты,
Желтый, синий, осенний, живой, зеленый,
Всех милее на свете ты,
Сад, малиновка, вечер, туман, влюбленный".
Как пройти бы на улицу Cimburkova?
Не подскажешь? А то у меня самой
Нет теперь представления никакого,
Как
находят
дорогу
к себе
домой.
Много ли ангелов уместится
На острие этой тонкой спицы?
К моему сожалению – мир двоится,
Словно чьи-нибудь белые ягодицы
В полутьме обрисованы мягкой кистью:
Пусть я могу прикоснуться и убедиться,
Что все еще занимаюсь жизнью,
Вот только вижу ее нечетко –
То черный агнец гневится кротко,
То град небесный чадит, но светит,
Блистая, чахнет, но стены стойки,
Но стены крепки,
как крепки руки-объятья смерти.
И так сколько же ангелов уместится
На острие этой тонкой спицы?
Превеликое
множество!
И –
нисколько.
***
Из снов приходят сложные предметы
(Из мягких нор, из пыльных животов
Тревожных комнат, серых, словно мыши).
Я – не дышу во сне, предметы – дышат:
Закрученные коконом газеты
Мерцают гневно сотнями оттенков;
Растут геометрические дебри –
Прозрачный куб, и в кубе – куб, и в кубе
Гудят параболические ветви,
Гудят, зудят, как нерв в прогнившем зубе,
Гудят и плачут ивовые сны,
Ранимые, как плоть моей десны.
Сон взращивает сложные пространства:
Возникнешь там – возникнешь!, не зайдешь.
Возникнешь там, как возникает нож
В драматургии пьяной потасовки
(Так, кто-то продолжает ухмыляться,
Но кровь уже запачкала кроссовки).
Сон порождает странные структуры:
Роящееся ульем колесо;
Слоистый лютик мартовского снега;
Костюм пространства, скроенный из страха.
Невидимые демоны и вещи,
Невидимый ребенок на руках.
Невидимые воды тихо плещут,
И в недоступных взору областях
Структуры распадаются на цифры,
Что в сумме вам дадут не то число,
Которое предшестовавало краху.
И где-то там, в целебной пустоте,
Где не бывает вечера и дня,
Где не бывает часа и минуты,
Согбенные, блуждают в темноте,
Те силы, что оставили меня.
И медлят возвращаться почему-то.
Ты – похожий на птицу.
И кости твои легки.
Невесомые, полые
кости твои и перья.
Кто стоит за закрытой дверью?
Кто в прихожей развязывает шнурки?
Кто в замызганном зеркале отразится?
Человечьи ли это лица?
Зеркала, зеркала, не спится?
К вам, лишенным возможности отражать,
В темноте подступает большая птица,
Начинает легко дышать,
Смотрит боком, но шла бы ты, птица, с богом.
Смотрит хитро и смотрит просто.
Ночь стоит – небольшого роста,
С золотыми квадратами четких окон,
И они, как листы металлические, звенят.
Little People воздушный кокон,
Как темницу, возводят вокруг меня.
Птица, птица, к чему темница?
Но смогу ли проснуться? Остановиться? –
Бьется сердце в воздушной клетке:
Мне сегодня во сне приснится
Хмурый дрозд на зеленой московской ветке:
Эта птица – удары сердца –
Словно сырость на дне колодца.
Не умыться и не напиться,
Но что-то вроде грааля для атеиста:
Несуществующая
страница.
Спи, хороший. Во тьме искрится,
То, чему никогда не сбыться –
Снова Кафка в еврейской семье родится,
И снова клавиша подчинится
Виртуозной
технике
Франца
Листа.
Снятся веткам
рябины кисти.
Снятся перьям
сухие листья.
Снится, снится
возможность счастья.
Но как проснешься –
не достучаться.
Комментарии читателей:
Комментарии читателей:
« Предыдущее произведениеСледующее произведение »