Екатерина Бушмаринова «Музыка грохочущей бочки»



Про ёжика


Пусть я ёжик… такой предзимний.

И в тумане. Опять в тумане.

У меня на иголках иней.

И на лапках – по свежей ране.


 Ёж – ура! – не предмет охоты.
 Это славно – не быть предметом.
 Знаю средство от грусти – хохот.
 Но зимой тяжелей, чем летом.

Летом как-то бодрей и бойче.

  На траве. А сейчас сугробы.

  А сейчас я свернусь в клубочек,
  И дотронься тогда, попробуй!

Не колоться? Не в этой жизни.

Сила духа таится в теле.

На иголках моих ежиных

Сохнет вражеский эпителий.


Не колоться – себе дороже.

  И не стройте воздушных замков.

Вот такой я предзимний ёжик.

И в душе я –

противотанков.



Змееносец


 Совсем не ласков, а в чём-то дик,
 Он жил, не делая ближним зла.
 Пригрел змею на своей груди.
 Куда деваться, раз приползла?

Сама ведь кинулась – не на свист.

К нему пришла, не к кому-нибудь.

Он ей позволил себя обвить,

Он просто принял её на грудь.


Он – змееносец. Она змея.

Он очень нежно её несёт.

Опасно жало, смертелен яд.

Но кто сказал, что их пустят в ход?


Бог ношу каждому дал свою,

И каждый нянчится со своей.

Вот он – пригрел на груди змею…


 А больше негде согреться ей…


Говори


Говори: что внутри, открывай,

облекай содержание в форму.

Я люблю, как ты ставишь слова –

так, как будто они из фарфора,

из тончайшего – видно сквозь них,

если смотришь на свет – а куда же?

Говори, раз зачем-то возник

ты в ночи моей, чёрной, как сажа,

раз пришёл… Где ты был до сих пор?

Говори же, так долго молчавший!

Льются речи в китайский фарфор,

чтоб поить меня – чашка за чашкой...



О безденежье, любви и легкомысленности в целом


 У метро вливаюсь в поток и в массы…
 У меня в карманах гуляет ветер.
 У меня в карманах поют романсы.
 Утекает время – открыли вентиль.

Время так бежит – не поймать, не взвесить.

Шутит злые шутки оно со мною:

три часа на сон, на работу – десять.

А куда девается остальное?


Я иду в метро, чтоб тебя увидеть:

проездной в кармане – входной билетик

в наш бесплатный цирк, мой прекрасный витязь.

В голове-то ветер, карманный ветер.


Я не сплю, я палец колю булавкой…

Утро нам трубит пионерским горном:

«Пять минут у вас – посидеть на лавке,

а потом, как в армии, – «По вагонам!»


Нас осудят граждане-пассажиры.

Мы сидим на лавочке в переплёте.

Господа, держите карманы шире,

чтоб другим рассказывать на работе:


«Двое дураков (и совсем не дети!)

по утрам целуются в подземелье!»

В голове моей и в карманах – ветер.

Ветер пахнет солнечной карамелью.



 Наземный самолёт

Живу на территории детсада.

Игрушечный огромный самолёт,

Я в землю врыт. Зачем-то это надо,

хотя на крылья дождь часами льёт.


 Не стронуться мне с места. Вечный узник,
 я знаю положение вещей.

Болтают, прототип мой – «кукурузник».

Зато троих вмещаю малышей!

Я выкрашен в полосочку, как зебра.

Сработан примитивно, без затей.


Пытается меня отправить в небо

Седьмое поколение детей.


Прогулка каждый день перед обедом.

И снова – штурм мальчишеских ватаг:

Они в войну играют. До победы.

И им без авиации – никак.


 А самому настырному – три года.
 В штурвал вцепился. Глупые мечты!
 Прости, пилот: нелётная погода,
 нам не набрать сегодня высоты.

 Пустеет к ночи детская площадка.
 Домой уводят Вань, Алёш и Кать.
 Спит рядом деревянная лошадка.
 Ей тоже никуда не ускакать…


 Серая башня

 В маршрутке душно,
 как в самолёте
 при перегрузке…
 Московский Север.
 Полёт нормальный,
 комфорт по-русски.
 Вдруг рядом кто-то
 промолвил, водкой
 дыша вчерашней:
 «Остановите
  за поворотом,
 у серой башни!»
 Звучит красиво.
 Сижу в засаде,
 как партизанка,
 смотрю в окошко:
 не вижу башни,
 не вижу замка!
 Но есть он точно:
 услышав просьбу,
 молчал водитель,
 не удивился.
 За поворотом
 остановите:
 

там где-то замок!

Отсюда просто

его не видно.

Остановите,

остановите:

я тоже выйду!


Сменю причёску,

одежду, имя,

покрашу чёлку,

и в серой башне

останусь с серым

прекрасным волком.

И буду волка

кусать тихонько

за волчье ухо,

а тополя нам

тропинки к замку

засыплют пухом…


Трясёт в маршрутке.

Она набита

битком народом.

Остановите!

У серой башни.

За поворотом.



Метро


 Сижу в вагоне.
 Глаза попутчиков
 не чутки, не зорки.
 Дорогой-планидой своей придавлены,
 все глядят косо.
 Они не знают,
 что самый лучший клёв
 на утренней зорьке –
 когда возвращаешься со свидания
 и клюёшь носом.


Рыба фугу


 Тот, кто ест фугу, – глупец, но и тот, кто не ест, – тоже.
 (Японская пословица)

Если всё плохо, тошно, тоскливо, туго,

если поплакать нет никакой жилетки,

самое время – пробовать рыбу фугу:

эта забава русской сродни рулетке.


 Ну, не живётся, Господи, друг без друга,
 хоть мы все щёки нашим отбили тайнам!
 Знаешь, влюбляться – тоже ведь рыба фугу:
 и неизвестно, встанем потом, не встанем.

Я ненадёжна – хуже любого банка.

Яд мелодраму вмиг превращает в триллер:

Или под фугу сдохнем – увы, не Баха –

или наступят счастье и эйфория.


Тут невозможно выверить степень риска,

жить под диваном, спрятаться в дальний угол.

Видишь, на блюде жуткое серебрится?

Это несут нам свежую рыбу фугу.



Музыка грохочущей бочки


 Музыка бочки, которая мчится по склону!
 В музыке – гул проводов и звонки телефона.
 Птицы, деревья и камни спасаются бегством:
 катится бочка сбесившимся транспортным средством,
 

и замирают от зависти все шарабаны…

Музыка бочки! Прекрасны её барабаны.

В бочке сидеть – это вам не сидеть в лимузинах!

Пьяницы жмутся к стене у дверей магазинных –


музыка бочки слышна только им и влюблённым –

кто ещё может лететь, кувыркаясь, по склонам –

косточкой каждой считая все ямы и кочки,

слушая музыку бочки, грохочущей бочки?



Визионерское с вязанием


Она отложила вязание.

Она уронила клубок

в то время, как где-то в Рязани

нас свёл передумавший Бог.

Она – это мама, конечно.

У мам на такое чутьё.

А нас лихорадила нежность –

мы длили и длили её…


Твоя это мама, наверно.

Моя не умеет вязать…

Мы были как два пионера,

открывших друг другу глаза

в Рязани, а может, в Казани,

где быть мы никак не могли,

но всё-таки вдруг оказались,

на краешке круглой Земли.


 И даже не думала мама,
 в каких ты сейчас городах,
 но точно уже понимала –
 всё стало не так, как всегда.
 
 И женщину рядом с тобою
 сумела увидеть она
 и что-то такое, такое,
 что шло на тебя, как волна.

 А раньше ведь не было женщин…
 Взглянула, закрыта ли дверь,
 и стала вязать тебе джемпер,
 поскольку – ну что уж теперь?


Сын


Гвоздики головы опустят.

Им тесно в банке на окне.

Мальчишка, найденный в капусте,

с порога кинется ко мне:

"Ты плачешь? Плакала? А что же?

Болит? Лекарство не пила?"

А я не плачу. Просто дождик.

Он смоет зиму со стекла.



 Олово и кофе

 Она звонила ему из ванной –
 такой задумал её Создатель…
 А он солдатик был оловянный –
 из мирной жизни, но вот – солдатик.
 Она звонила ему из ванной
 в дурацком розовом полотенце.
 А он солдатик был оловянный,
 и он впустил её голос в сердце.
 Она звонила ему из ванной,
 и низкий голос звучал фаготом.
 Она звала его не в нирвану,
 она звала его выйти в город.
 Беседа их получалась рваной.
 Ах, в город вышли они бы уж бы!
 Но он солдатик был оловянный
 и знал всё время, что он на службе.
 Она звала его не в нирвану –
 она звала его выпить кофе,
 но он солдатик был оловянный,
 и он остался сидеть в окопе.

…Потом стояла она, курила

 свои вишнёвые сигариллы…
 А в это время, сорвав погоны,
 он сам звонил ей по телефону.

Но телефоны в ответ молчали.

Он понимал, что смертельно ранен,

и гнал машину из дальней дали,

почти дороги не разбирая –

он гнал машину к её подъезду –

сквозь все кордоны его пустили.

Она стояла, смотрела в бездну –

в окно пустынной своей квартиры.

Он вспомнил сказки, он верил в фею,

почти молился: «Жива бы только!»


Вот так ходили они в кофейню.

У них был даже любимый столик.



Бумажные люди


  Бумажные люди не курят – иначе сгорят,

не терпят дождя: под дождём они сразу размокнут,

в бульварных газетах читают они всё подряд,

а в холод имеют привычку заклеивать окна.


Бумажные люди обёрнуты в десять слоёв,

ничто не нарушат, поэтому штрафов не платят,

тихонько шурша, постранично листают житьё

и, чтоб не помяться, всегда избегают объятий.


Бумажные люди боятся стихов как огня,

твердят: «Мы-то знаем, в чернила вы кровь подольёте!»

Бумажные люди за что-то не любят меня.

А каждый из них превратиться бы мог в самолётик.



Ваза


 Так мало солнца в ноябре,
 так вечер хмур и неуютен,
 что капитан на корабле
 сидит и глушит ром в каюте.

В такую хмарь не в силах он

всё время думать о штурвале.

Барашки чёрных пенных волн

его сегодня забодали.


 И я, как этот капитан,
 с тоской смотрю в иллюминатор
 на облетающий каштан
 и птиц, пакующих манатки.

 Они желают жить в тепле…
 Ну, вот, и дождь собрался снова.
 И только ваза на столе
 оптимистична до смешного.
 

И ветер, вытащив свисток,

  в него свистит и листья крутит.

А ваза, полная цветов,

стоит и дышит полной грудью.



Полосатое


Она не точила когти, чтоб вырвать кусок свободы.

Была у них ложка дёгтя и целая бочка мёда.

Когда же над чёрной ложкой им что-нибудь вдруг светило,

Он ей говорил: «Ты кошка!», она улыбалась: «Тигра!»


 Когда они в дом входили, немедленно слепли окна,
 валился без чувств будильник, одежда их била током,
 а мебель на хрупких ножках тряслась по углам квартиры…
 И он говорил: «Ты кошка!». Она возражала: «Тигра!»

Привыкли они за годы: молчать, собираться в спешке,

есть дёготь со вкусом мёда, легко уходить от слежки,

теряться среди прохожих, и жить, дожидаясь мига,

когда он ей скажет: «Кошка!», она же ответит: «Тигра!»


 
 Чердак

В одной стране, довольно далеко,

где, может, мы и не бывали вовсе,

в пакетах треугольных молоко

ловил сачок растянутой авоськи.


Там уплывали в скупку по одной

фамильные серебряные ложки.

Там возносился шарик надувной,

и прилагались к валенкам галоши.


 Там в свой черёд всходила череда
 и жёлтой краской пачкала ладони…
 Над садом иногда парил чердак,
 случайно оторвавшийся от дома.

Чердак тот цел, никто его не съел.

Он до сих пор порою в небе пляшет –

в пустой коробке из-под монпансье

он прячет разноцветные стекляшки…



Стой! Кто идёт?


 Как в нас всё-таки много войны –
 в наших генах, в крови и манерах.
 Я хожу от стены до стены.
 Тишина мне играет на нервах.
 Я сама себе рота и взвод
 с плащ-палаткой в малюсеньком клатче.
 Я спрошу тебя: «Стой, кто идёт?»
 Ты ответишь: «Свои».
 Я заплачу.

Раз ты здесь, не молчи, не молчи.

А сигналь и трезвонь, и бибикай!

Пусть ладонь твоя вспомнит ключи

с инвентарной тяжёлою биркой

и трёхзначные двери весны,

нам доступные с пол-оборота…

Я хожу от стены до стены.

Что на улице белое, что там?

Снег-пластун – поперёк мостовой...

Завтра утром ты сядешь ошую

и сейчас же мне скажешь, что свой,

даже если тебя не спрошу я.



Бахрома


Встречал невестку, тёщу и куму,

кивал, лицо сводило от улыбки…

У скатерти он дёргал бахрому

и делал вид, что пьян, не вяжет лыка:

из разговора часто выпадал,

плутал босой, как в старости писатель –

всё, впрочем, за столом. Куда, куда,

куда уйдёшь?! Вернут. Назад усадят…


 А в детстве запрещали трогать скатерть,
 косички заплетать из бахромы…
 Он ел блины и знал: тоска накатит,
 и вспоминал, как он, как я, как мы…
 И становился временно счастливым,
 и тост произносился невпопад.
 Коньяк
 пах мокрым дубом, черносливом,
 весной,
 виной,
 отсутствием преград.


 Они встречались…

 Они встречались на бегу, как на вокзале.
 Сцеплялись крепко, как вагоны. И катились.
 На них шёл дождь и падал снег. Они не знали:
 не замечали. Что такое «перспективность»?
 Что это значит – «перспективность отношений»?
 Известный марш, совместный быт и бантик сбоку?
 …Он целовал её в изогнутую шею
 и очень трогательно складывал футболку.
 Глоток и сушь. Вот как-то так они и жили –
 в оконной раме темнота стояла зыбко,
 свои места занять спешили пассажиры,
 и мегафон всю ночь хрипел косноязыко.
 Глоток и сушь, и снова сушь… Как на вокзале –
 Пар изо рта, перрон, от поезда отсталость…
 На них шёл дождь и падал снег. Не замечали.
 Они сцеплялись, как вагоны. И катались.


Переход


 Послушай, ты помнишь, как всё началось?
 Одни разговоры, и тяга, и злость.
 Решение вместе не быть никогда,
 бегущая с неба по крышам вода.

Мы знали, конечно: встречаться нельзя,

  нельзя посмотреть нам друг другу в глаза,

  сцепиться руками, гулять под дождём…

Мы знали – тогда ни за грош пропадём.


 Сказав: «Никогда!», испугались настолько,
 что вечером тем же сидели за столиком.
 «Пьёшь кофе со сливками? С сахаром? Без?»
 И музыка нам подыграла с небес…

И жизнь запетляла – зигзаги, изгиб.

  Мы плавали-знаем, мы вышли из рыб…

Мы думали: «Ладно, единственный раз!».

  Но в небе крутили шарманку для нас.


И эта шарманка, приманка, блесна,

нам кровь будоражила, словно весна.

Крючок поцелуя срывался с губы.

Мы рыбы, мы рыбы, но мы не рабы.


Крючок поцелуя впивался в губу,

и прочь табунами бежали табу,

и тело взлетало куда-то наверх.

О, нет, я не рыба! Уже человек.


 Ты снова моей не касался руки,
 ты снова пытался надеть плавники,
 залезть в чешую, чтобы заводь и гладь…
 Но больше не мог под водой выдыхать.
 

Шарманка поёт про тебя и меня,

а нам не назвать даже точного дня,

когда под осенние шелесты лип

мы вышли.

Мы вышли.

Мы вышли из рыб.






Комментарии читателей:



Комментарии читателей:

Добавление комментария

Ваше имя:


Текст комментария:





Внимание!
Текст комментария будет добавлен
только после проверки модератором.