Сергей Исаков «Проект «электронная книга»»

Кризис бумажного книгоиздания.

Кризис классических библиотек.

Кризис чтения бумажных книг.

Электронная книга как выход из кризиса.

Проблемы электронного книгоиздания.

Выход из кризиса: пилотный проект.

Возможные пути развития проекта: стратегия и тактика участников процесса.

Кризис бумажного книгоиздания.

 

Хотим мы этого или не хотим, но бумажная подача информации пришла к явному кризису. Если сейчас печатать все то, что предлагается к печати – а пишущих все больше – то все леса уйдут на бумагу. Мало того, что это дорого, что это антиэкологично, так все это еще и просто некуда ставить, ни в больших библиотеках, ни в домашних. Ни одна страна, даже самая богатая, не в состоянии это все тиражировать. Огромное количество отпечатанных книг к тому же не доходит до читателя и идет в макулатуру. Книги устаревают по содержанию, портятся чисто физически, часто содержат малоценную информацию. Интернет любят сравнивать с помойкой, но ничуть не меньше мусора в бумажном книгоиздании. И на это жалко тех берез или сосен, которые рубятся. В то же время большое количество действительно ценных книг не находят читателя из-за проблем книгораспространения: у малотиражной книги, особенно выпущенной региональным издательством, очень мало шансов найти своего читателя.

Кроме того, книгопечатание – довольно дорогой процесс. Это значит, что трудно войти на этот рынок малым и микро издательствам, т.е. издательское дело все больше монополизируется. Еще труднее реализовать тираж, а о том, чтобы найти своего читателя, и речи не идет. Причем для сложных (технически) книг, с большим количеством иллюстраций, схем и т.п., тем более цветных, с серьезным научным аппаратом, ценовой порог становится просто неодолимым. Для читателя же, с учетом монопольных наценок книгопродавцев, книга вообще становится недоступной (а тем немногим, кому это по карману, такая книга обычно и не нужна).

Разумеется, разные типы книг чувствуют себя на рынке по-разному. Проблемы у всех свои. Нас в данном случае интересует т.н. «интеллектуальная» книга (ИК): научная, философская, публицистическая, учебная, отчасти – техническая, а также научно-популярная. Вот эта книга (в бумажном виде) сегодня в своем высшем развитии дошла до какого-то предела, т.е. эта форма подачи Текста стала сковывать текст. Понятие гипертекста возникло, интерактивного чтения. В бумаге это адекватно воплотить невозможно. В научной и технической книге ссылочный аппарат, аппарат примечаний стал уже настолько сложным, что читать тяжело. Надо постоянно отвлекаться: две закладки, три закладки, посмотреть на ссылки, посмотреть на указатель... Это физически неудобно. Книга бумажная стала ограничением текста, он ее перерос, как когда-то перерос глиняную табличку и папирусный свиток. Нужен скачок в качественно иное будущее.

 

Кризис классических библиотек.

 

Применительно к ИК задачи библиотек можно свести к формированию и структурированию информационного (м.б., даже интеллектуального) пространства. А для выполнения этой миссии книжно-журнальный фонд библиотеки (любой, даже самой удаленной) должен в идеале быть:

а) полным, т.е. содержать всю издаваемую литературу, достойную быть предъявленной читателю, что подразумевает обзор и отбор;

б) актуальным, т.е. содержать все книжные новинки и текущие номера журналов сразу по их выходу;

в) хорошо структурированным, т.е. позволяющим вести автоматизированный поиск и сортировку не только по авторам (причем всем, а не только по первому), названиям и заявленной тематике, но и по ключевым словам и сложным запросам.

И это не просто благие пожелания. Ученый, инженер-конструктор, преподаватель и т.п., где бы он ни жил, в своей работе находится в глобальном мире, который жестко конкурентен и предъявляет одинаковые требования и к московскому профессору, и к преподавателю районного филиала областного ВУЗа. Во всяком случае, одинаковые информационные требования. И если местная библиотека этим требованиям не удовлетворяет – она не нужна. Совершенно очевидно, что среди российских библиотек таких 99,99%, причем несоответствие нарастает.

В то же время на поддержание и развитие этих библиотек тратятся пусть совершенно недостаточные, но немалые деньги, тысячи библиотекарей занимаются перевозкой, переноской, расстановкой, ремонтом книг. А запись и обслуживание читателей, многократное переписывание, перепечатывание описаний книг... Все это отвлекает от главного – структурирования информационного поля, анализа тенденций его изменения, развития читателя, формулирования для издателей и чиновников запросов читателей.

Наконец, книги ветшают, несознательные читатели их крадут, портят, вырывают листы. А вечная нехватка места – и при этом огромное количество книг вообще никто никогда не брал!

Еще острее ситуация с домашними библиотеками – этими предметами гордости и объектами любви советского интеллигента. Те же проблемы с полнотой, актуальностью и нехваткой места, только усугубленные несопоставимыми масштабами личности и государства. Еще острее противоречия между «хочу» и «могу», еще бессмысленнее хранение книг, никогда не перечитываемых, а иногда и вовсе не читаемых. (Речь не идет о библиофильских коллекциях, памятных книгах, детской литературе – наш предмет есть ИК).

Библиотеке тесно в бумажной обложке, она рвется из нее в виртуальный мир.

 

Кризис чтения бумажных книг.

 

Мы не будем касаться того, что современный молодой человек стал меньше и реже читать из-за конкуренции TV, кино и театра, обилия иных развлечений, информационной усталости, активной вовлеченности в разного рода общественную деятельность, бизнес и т.д. и т.п. Нас интересует человек, уже вовлеченный в чтение ИК, которое стало для него потребностью и необходимостью.

Первый признак кризиса – физическая невозможность прочесть все, что интересно и важно. С каждым днем текстов становится все больше, а времени на чтение – все меньше. Соответственно, все больше времени приходится тратить на поиск текстов, к тому же все чаще они нужны немедленно. Привычные способы поиска – походы в библиотеки, в книжные магазины, подписка на журналы – все больше не соответствуют цели: неудобно, долго, дорого, нужной книги все чаще нет в наличии, и все труднее сделать выбор из необозримого разнообразия.

С другой стороны, все быстрее идет процесс обесценивания прежде накопленного багажа знаний и умений, все чаще приходится переучиваться и заново собирать информацию. Наука, общество, культура все больше усложняются, все чаще и глубже переструктурируются, и то, о чем раньше никто и не задумывался, становится предметом активного изучения и генератором бурной публикации новых текстов. А так как развитие интеллекта неизбежно ведет к индивидуализации целей и способов их достижения, все большее число людей, охотой или неволей, сами формируют собственный корпус уже не книг, а знаний, выбирая информацию из самых разных источников. Это ведет к необходимости работы со все большим количеством текстов одновременно, причем не путем изучения, постижения к.-л. Книги (хотя и эта задача остается, и в том же объеме!), а путем сбора информации, установления связей, сопоставления точек зрения и т.п. Нужно делать выписки и копии, формировать в рамках освоенного мегатекста свой гипертекст. И здесь бумажная форма публикации текстов становится тормозом работы с ними.

Ну и еще одно замечание, казалось бы маловажное, но имеющее далеко идущие последствия. Современный читатель ИК, человек почти исключительно городской, становится все мобильнее. В условиях частых передвижений, дальних поездок бумажная книга становится обузой, помехой в пути (речь ведь идет не о детективе для препровождения времени, а о серьезных и часто многочисленных томах). В то же время чтение, работа с текстами для современного интеллектуала не прихоть, а необходимость.

 

Электронная книга как выход из кризиса.

 

Впрочем, мы ломимся в открытую дверь: человечество уже нашло выход из этого кризиса, создав электронную книгу (е-книгу). В самом деле, переход текста из вещественной, бумажной в виртуальную электронную форму снимает множество проблем.

Экологических: для выпуска е-книг не надо сводить леса и отравлять водоемы, производя горы бумаги (тот несомненный факт, что с развитием компьютеров и безбумажных способов передачи информации количество потребляемой бумаги только увеличилось, несколько противоречит нашему утверждению и потому нами не рассматривается).

Экономических: исключение книгопечатания существенно (на порядок!) удешевляет процесс публикации книги, делая его более демократичным и посильным для малых издательств и даже для авторов. Я считаю, что для малых издательств, которые занимаются не бизнесом, а именно несут какую-то миссию, электронная книга вообще единственный выход. Потому что бумага убивает такое издательство экономически: подготовка книги – это десятки тысяч, а издание на бумаге – это уже сотни тысяч рублей. А проблемы с распространением! Исключение физической доставки книг и журналов от издательства к читателю снимает проблемы неравного доступа к информации, опять же радикально снижает себестоимость реализации книг. Тем самым создается возможность существенного снижения их цены даже в условиях рынка. Вплоть до нуля, если чуть выйти за его жесткие границы.

Совершенно радужные перспективы открываются для библиотек. В условиях централизованного комплектования мало того что резко возрастает полнота и актуальность их фондов, еще важнее то, что эти блага автоматически распространяются на читателей всех библиотек всей страны! Нет нужды многократно описывать эти книги в каждой библиотеке, тратить время и деньги на комплектование отдельных фондов, месяцами ожидать заказанных поступлений. Все книги страны в открытом доступе для каждого – это ли не торжество демократии и свободы?

При этом библиотекари не останутся без работы. Отпадет рутинная, нетворческая ее составляющая. Останутся важнейшие и интереснейшие функции структурирования информационного поля, анализа тенденций и направлений его развития, руководства чтением и обучения приемам работы с текстом, функции развития коммуникационной культуры, изучения читательского спроса и консультирования издателей и государства. Останутся и социальные функции: воспитание читателей, предоставление доступа к е-текстам тем, кто не имеет такой возможности. Наконец, останется функция собирания и хранения редких и ценных книг, произведений книжного искусства, авторских библиотек и т.п.

Не менее блистательные перспективы у читателей. Не надо бегать по магазинам и ярмаркам, тратить немалые деньги и драгоценное время. Не нужно устраивать походов(!) в библиотеку, ждать заказы и гонять за ними библиотекарей, сидеть в душных и часто переполненных читальных залах (это ли не атавизм? – читать только в специально отведенных местах и только в отведенное время, а не тогда и там, где тебе удобно!). Не будет огорчения от невозможности прочесть интересующий текст: если он издан, значит, он доступен – что может быть естественнее и приятнее? Все, что нужно для работы и учебы, всегда под рукой и на своем месте. А уж делать выписки и поиск в е-текстах настолько легко, быстро и просто, что одно только это неизбежно изменит процесс работы с текстом.

И уж совсем невероятные горизонты открывает е-книга перед авторами и издателями книг и журналов. Электронная книга должна делаться не так, как бумажная: это другие возможности, другие технологии и, соответственно, другой результат. Мало того, для создателей книги (а это не только автор, но и редактор, и корректор, и художник) остается самое вкусное. Сейчас издатели и авторы ограничены жесткими экономическими рамками: цветные иллюстрации нельзя, больше четырех фотографий дать мы не можем, или это будет стоить безумные деньги, и т.д. В электронном виде эти ограничения отпадают. Ниоткуда не следует, что издание электронных книг должно быть таким же убогим, как сейчас: в примитивном формате, без оглавления, указателей и т.д. Красота книги, культура книжная зависит только от ее создателей, никак не от носителя. Более того, как раз электронный носитель позволяет гораздо больше: сдерживает именно бумага. В книге о музыке можно привести музыкальный отрывок, в книге о театре можно дать сцену из спектакля, и т.п. Цифра позволяет делать то, что мы даже еще представить себе не можем. То, что сейчас в бумажном виде очень дорого, очень трудно или просто невозможно, в электронном виде делается просто и естественно.

Мало того, именно е-книга дает колоссальные возможности для развития Текста как такового, как феномена культуры. Уже довольно давно литературоведы выявили формирующиеся в литературе «текстовые агломерации» разной степени связности (концепция «литературного Петербурга» В.Топорова и ее дальнейшее развитие). Этот феномен – развитие и усложнение структуры текста – есть одно из проявлений системной реакции культуры на всевозрастающую дробность, частичность знания. До последнего времени основное внимание уделялось развитию внутренней структуры текста: становилось все более подробным и информативным оглавление, обязательными стали аннотации, списки ключевых слов, всевозможные указатели, стандартизировались ссылки и примечания и т.п. Сегодня и тем более завтра никакой единичный текст уже не может существовать сам по себе, вне контекста культуры. Он и создается, и воспринимается как часть МЕГАтекста, становящегося все более значимой подсистемой любой отрасли науки, философии, искусства. Такой инструмент е-книги, как гипертекст, с его развитой и удобной системой ссылок, идеально подходит для этой цели, причем это относится и к художественной, и к научной, и к технической литературе.

Еще одно, сегодня лишь слегка намеченное, но очень важное направление развития Текста – повышение степени его индивидуализации. Обычный текст обращен ко всем и каждому, его сложность/простота неизменны и рассчитаны на определенную категорию читателей (если автор вообще задумывался об этом). В то же время уровни подготовки читателей, мотивы и цели их обращения к данному тексту неизбежно разные. В идеале интеллектуальный (не по содержанию, а по своей организации) Текст должен переструктурироваться, подстраиваясь под конкретного читателя, причем в очень широких пределах. Если это вообще возможно, то лишь на пересечении концепций мегатекста и искусственного интеллекта; и то и другое в бумаге существовать не могут.

Мы сейчас не способны предсказать, по каким путям пойдет дальнейшее развитие Текста; важно, что е-книга дает огромные возможности для такого развития.

И при всех плюсах е-книга не отменяет книги бумажной. Как кино не отменило театр, а TV не отменило кино, бумажная книга останется в нашей жизни и в нашем сердце. Отпадут лишь те функции, для которых бумага не подходит. Детская книга, книга как память, как произведение книжного искусства, как музейный раритет останутся и будут жить и развиваться.

 

Проблемы электронного книгоиздания.

                                                                                         Но если все так хорошо, почему даже в развитых странах издание е-книг сегодня не выходит за рамки 1% от выпуска книг традиционных, бумажных? Почему большинство(!) читателей с недоверием относится к е-книге и предпочитает читать книгу бумажную? Для подавляющего большинства авторов е-публикация – лишь суррогат «нормальной», т.е. отпечатанной в типографии на бумаге и переплетенной книги. Для издательства выложенная в интернете книга есть акт злостного пиратства, для магазина – недобросовестный конкурент. Читатели возмущаются отвратительным качеством подготовки выложенных текстов, называют интернет помойкой и справедливо указывают на возрастающую опасность разнообразных фальсификаций, порчи языка, разгула графомании и нарушения приватности. И ведь нельзя сказать, что это лишь нелепые страхи ретроградов – указанные проблемы вполне реальны и серьезны.

Но это отнюдь не все проблемы е-книги.

Казалось бы, бесспорное преимущество – оцифровка всего изданного, с тем чтобы раз и навсегда решить проблемы с местом для хранения, пожаро- и войно- безопасностью и сохранностью информации для будущих поколений. Но, во-первых, все эти обещания уже звучали в связи с распространением микрофильмов, потом записи на большие магнитные диски, потом на магнитные ленты, потом на дискеты, потом на микродиски – опять разных форматов и конструкций. Библиотеку Конгресса США грозились уместить на 10 м.кв, потом на 1 м.кв, потом на 1 дм.кв... Где теперь все эти «суперсовременные» носители? А главное – где можно сегодня прочитать то, что все-таки было на них записано? На наших глазах за какие-нибудь 10-15 лет многократно сменились и носители информации, и устройства для ее записи и чтения, и интерфейсы связи. А такие хрупкие и уязвимые бумажные страницы могут, оказывается, сохраняться веками, несмотря на все пожары, наводнения и войны.

Да и с долговечностью хранения не все ясно. Да, бумажные книги горят и плесневеют, но и сайты могут быть взломаны и информация уничтожена, сознательно или случайно – уже не так важно. Носители также подвержены старению и физической порче, причем к пожарам и наводнениям прибавляется опасность жесткого эл/магнитного излучения, а место опасных насекомых и грибков занимает коррозия.     

Наконец, и с самой оцифровкой не все так очевидно. Сам текст книги может быть переведен в цифру без потерь. Но уже при оцифровке изображений, древних книг и свитков, произведений изобразительного искусства неизбежно с развитием техники появляются новые технологии, позволяющие с принципиально(!) большей точностью и полнотой передавать и хранить визуальную информацию и тем самым обесценивающие проделанную ранее работу, как когда-то постройка «Дредноута» обесценила старые броненосцы.

Но важнейшая проблема е-книги, тормозящая ее развитие и внедрение в культуру – неясный, неопределенный общественный и культурный статус Интернета, вызванный царящей в нем свободой = анархии. При всей – провозглашаемой! – ценности Свободы ни общество, по крайней мере российское, ни тем более государство, особенно российское, ни важнейшие общественные и культурные институты, такие как Наука (академическая и отраслевая), Культура в лице издательств и редакций, Образование, никогда не жили в состоянии свободы, не готовы к ней и не доверяют ей, воспринимая ее именно как Анархию. Сеть в общественном сознании ассоциируется скорее с безответственностью, пиратством, агрессивностью и профанностью, и эти качества перевешивают все плюсы Свободы.

Отчасти и поэтому все развитие гипертекста, дизайна и самого «устройства» сложнопостроенного е-текста идет в рамках сайтостроения, а не книгоиздания. Писатели, ученые, редакторы, художники – создатели книги как феномена культуры и как продукта книжного рынка – практически не соприкасаются с ИТ-специалистами в области создания сайтов, никак не используют их наработки и даже не знают о них. В результате е-книга понимается всеми как оцифрованная бумажная книга, и вопросы ее развития на собственной – виртуальной – основе даже не ставятся. И это «внутреннее» и поэтому не осознаваемое ограничение, вызванное лишь инерцией предшествующего развития, является сегодня вторым важнейшим тормозом развития е-книги.

Итак, что мы видим, бросая взгляд на нынешнее положение е-книги в российском обществе? Во-первых, убогая инфраструктура: самодельные электронные библиотеки, полухакерские методы закачки книг, небрежно перегнанные с бумаги в цифру тексты. Во-вторых, юридические вопросы просто вопиют: повсеместное пиратство, нерешенные проблемы копирайта, противоречия между правами авторов, издателей и свободой доступа к информации… (Между прочим, с точки зрения современного электронного права нынешние библиотеки есть узаконенное пиратство! Купили одну книгу, а читают ее многие: какая разница, зашел ли читатель в библиотеку обычную или электронную?) Инфраструктура покупки электронных книг не развита совершенно. Техническое обеспечение, читалки эти самые, по функциональным возможностям работы с текстами находятся на уровне компьютеров конца 80-х годов, когда появились первые персоналки.

Но главное – направление развития электронной книги уже обозначилось, а темпы очень высоки.

 

Выход из кризиса: пилотный проект.

 

Анализ перечисленных проблем приводит нас к оптимистическому выводу: это типичные трудности становления новой системы в лоне старой. Электронная книга находится в самом начале своего развития. Вспомните первые автомобили – это неуклюжие кареты с мотором. Та громадная работа, которая производится во всем мире по оцифровке книг, с точки зрения развития текста – не есть развитие. Это «боковое» движение, которое позволяет читать книгу тем, кто не может (или не хочет!) ее получить в бумажном виде. Но сама по себе электронная книга как особый, не сводимый к бумаге феномен только-только начинает развиваться.

Даже если ничего сознательно не предпринимать, рынок сам расставит все по местам. Неизбежно появятся – если уже не появились – удобные и функциональные читалки (правда, поскольку появятся они не у нас, то и называться будут ридерами). Крупные издательства и книготорговые сети пролоббируют принятие законов, регулирующих – в их интересах – оборот е-книг. Легко наладится инфраструктура платного скачивания легально размещенного «контента», а конкуренция заставит снизить цены, что, кстати, пойдет на пользу всем участникам книжного рынка. Инфраструктурные проблемы рынок, естественно, предоставит решать государству – ну так это и везде и всюду так, от здравоохранения до обороны.

Но! Само существование, а тем более развитие интересующей нас интеллектуальной книги, некоммерческой по своей сути, рынку именно поэтому неинтересно. Значит, если механизмы существования е-книги будут исключительно рыночными, интеллектуальная книга вынуждена будет конкурировать с книгой коммерческой, причем по правилам, написанным коммерсантами. Т.е. заведомо обречена на проигрыш. Это опять же типичная ситуация, характерная для очень многих сторон жизни и культуры, и выход из нее давно найден: адресная поддержка государства, спонсорская деятельность и подвижничество энтузиастов, которым важен смысл деятельности, а не прибыль от нее. Правда, не менее типично и то, что такая поддержка нужна слишком многому и многим, «а пряников сладких всегда не хватает на всех». Особенно если появляется еще один проситель.

Следовательно, надо найти такой сегмент книжного рынка, в отношении которого существует консенсунс между интересами общества и государства и поддержка которого, особенно за счет перераспределения уже выделенных средств, будет всеми приветствоваться. И такой сегмент есть: это учебная литература, словари, энциклопедии, атласы и т.п., а также рекомендуемая учебными программами классика – художественная, научная и философская. По этому корпусу текстов, в силу их большой тиражности и социальной значимости, экономический эффект от «электронизации» будет особенно ощутим, поддержка всех слоев общества гарантирована, да и какого-либо заметного противодействия не предвидится. Максимальный результат м.б. получен, если открытая учебная е-библиотека будет создана централизованно, например, при министерстве образования РФ. Этим будет обеспечена информационная поддержка учебного процесса во всех учебных заведениях всех типов на максимально возможном уровне, доступном сегодня разве что нескольким избранным. Общие же затраты на это (а финансируются они и сейчас централизованно) сократятся в разы, если не на порядок. Да и единовременные капиталовложения в организацию и запуск проекта не так уж велики: программное обеспечение для е-библиотек давно создано и успешно работает, большинство необходимых книг уже оцифровано, и даже неизбежные юридические коллизии, связанные с правами на пользование и свободное распространение таких текстов, будут минимальными, поскольку, во-первых, литература эта некоммерческая, а во-вторых, права на нее и так в основном принадлежат государству.

Организована такая библиотека д.б. сугубо авторитарно, свобода читателей должна исчерпываться правом читать любой выложенный текст и правом высказывать свои пожелания, жалобы и предложения администратору сайта. Собственно, если проект возьмет под крыло государство, иначе и быть не может. Комплектование такой библиотеки д.б. поручено авторитетному экспертному совету и должно вестись, как и сегодня, в рамках выделенного бюджета.

К сожалению, развитие ВУЗовских е-библиотек пошло по другому – коммерческому – пути. По образцу западных англоязычных электронных полнотекстовых ресурсов в России стали активно выходить на информационный рынок многочисленные русскоязычные электронные библиотечные системы (ЭБС). В отличие от «необязательной» научно-популярной и интеллектуальной книги, учебная литература, имеющая гарантированный и большой по объему спрос, всегда была интересна для рынка. Электронизация учебного процесса лишь подстегнула конкуренцию. К сожалению, Министерство образования РФ и здесь пошло по испытанному пути коммерциализации теперь и информационного обеспечения учебного процесса, обязав(!) все \вузы и колледжи приобретать ЭБС, вместо того чтобы сформировать, пусть и на конкурсной основе, бесплатную для пользователей единую для страны ЭБС. И это при том, что ЭБС очень дороги (особенно англоязычные), подписку надо ежегодно возобновлять, но самое главное – предлагаемые рынком книжные коллекции неизбежно неполны, не включают многие актуальные для ВУЗов издания, и по самым оптимистичным оценкам покрывают не более трети потребностей ВУЗов в учебной и научной литературе. ВУЗам приходится подписываться на несколько ЭБС, создавать свою (нередко вынужденно нарушая часть 4 ГК РФ). Возникают проблемы согласования различных ЭБС, организации сквозного поиска и т.д. и т.п. Из-за несовершенства организации ЭБС, рыночных ограничений пользование этими ЭБС излишне усложнено, что затрудняет пользователям, особенно студентам младших курсов, работу с ними и тормозит тем самым их действительное, а не формальное внедрение в учебный процесс.

А ведь такая е-библиотека уже есть. Речь идет о библиотечной части большого школьного портала «Дневник.ру». В рамках этого замечательного во многих отношениях сайта создана библиотека, содержащая как художественную, так и научную литературу по школьной программе в полном объеме, доступная для всех зарегистрированных пользователей. Безвозмездно, т.е. даром. Между прочим, сайт Дневник.ру, имея всероссийский охват (задействовано уже более 11 000 школ по всей стране!) создан и работает на средства спонсоров. Это открывает перед нашим проектом дополнительные перспективы (хотя привлечь спонсоров вряд ли легче, чем убедить чиновников…). Ничто не мешает клонировать данный сайт на колледжи и ВУЗы, что можно сделать с минимальными поправками, просто убрав часть функций (собственно дневник школьника, домашние задания и т.п.).

Осуществление проекта государственной открытой учебной ЭБС даст множество дополнительных положительных эффектов. Вырастет число читателей, умеющих и согласных работать с е-книгой. Возрастет авторитет е-библиотеки как учреждения вполне статусного и респектабельного. Накопится опыт комплектования такой библиотеки из всех источников, будут решены (или хотя бы поставлены – мы же в России) соответствующие юридические и организационные вопросы, разработаны инструкции.

 

Возможные пути развития проекта: стратегия и тактика участников процесса.

 

Дальнейшее развитие проекта может идти по пути постепенного включения в орбиту е-библиотеки других сегментов книжного рынка: научной литературы (книг и журналов), технической литературы, научно-популярной, публицистики. Затем, по мере развития проекта, сюда же может включаться и художественная литература, литература по искусству и т.д. Собственно, легче сказать, какая литература не будет включена в каталоги Большой Государственной Электронной Публичной Библиотеки: книжки для малышей и книги – произведения книжного искусства, а также, видимо, литература, отвергнутая «цензурным комитетом» (если такой будет создан; ведь и сейчас даже центральные библиотеки комплектуются не всем, что издается).

В идеале процесс может выглядеть следующим образом. Издательства и редакции журналов, желающие выставить свою продукцию на всеобщее обозрение, предлагают электронные варианты подготовленных книг/журналов Отделу комплектования. Вероятно, такой отдел может быть только распределенным – по регионам, отраслям науки, техники и культуры и т.п., и в своей работе должен руководствоваться мнениями авторитетных экспертов. Тексты д.б. выполнены по единым правилам и требованиям (как и сейчас), сопровождаться необходимыми документами и приложениями, в т.ч. обоснованием цены права на использование текста либо разрешением на свободный доступ. Отдел комплектования, исходя из ценности предлагаемых книг/журналов и в пределах выделенного бюджета, производит отбор и закупку, но не книг, как сейчас, а прав на использование текста. Стоимость этих прав должна в общем случае соответствовать себестоимости подготовки книги, включая, м.б., некоторое нормативное вознаграждение автора. (Впрочем, на этом – начальном – этапе проекта обсуждение таких вопросов преждевременно). В любом случае стоимость права использования сопоставима с ценой нескольких сотен (от 100 до 500) бумажных книг – но укомплектованы при этом будут все библиотеки всей страны, причем число читателей неограниченно! (Мало того, на условиях взаимообмена или культурной экспансии эти книги м.б. предложены читателям всех библиотек всего мира – и без каких-либо дополнительных затрат). Такой порядок позволит радикально улучшить комплектование библиотек при значительном сокращении затрат на него.

Улучшится и положение издателей. Возместив, путем продажи прав только на чтение (это важно!) текста, свои затраты на создание книги, они могут продать книготорговым сетевым магазинам (типа нынешнего Озона или Либрусека) права на скачивание этих книг в сети и получать таким образом прибыль в виде дохода от «розницы». Подобная инфраструктура уже существует и требует только улучшения и развития, с чем книжный рынок прекрасно справится сам. Такая е-библиотека не подорвет рынок, а будет способствовать его расширению как со стороны спроса (вследствие радикального снижения цен на е-книги), так и со стороны предложения (вследствие расширения числа издателей).

При этом никто не мешает существовать и обычному «бумажному» рынку! Те читатели, которые почему-либо хотят читать именно традиционную бумажную книгу, смогут это сделать, купив ее в традиционном же книжном магазине. Будет спрос – будет и предложение. Уверен, что при любом развитии е-книги бумажная книга останется, просто изменятся ее функции, статус и занимаемая ниша.

Отдельная тема – издание узкоспециализированной научной и технической литературы, специальных журналов, стандартов и т.п. Издание ее в традиционном бумажном виде – ничем не оправданный анахронизм, только мешающий делу и отвлекающий и так недостаточные силы и средства. Речь не о том, чтобы вбросить авторов научных текстов в мутное море интернета – вовсе нет, специальные издательства и редакции журналов совершенно необходимы! Они – залог и признак авторитетности текста, показатель его статусности, знак принадлежности к определенной научной школе. Но вот форма публикации текста должна быть решительно осовременена. Очевидно, все публикуемые признанными издательствами и редакциями тексты должны поступать в фонды некоторой Большой ГНТБ (без П!). Видимо, эта е-библиотека не должна быть публичной; напротив, доступ к ее специальным фондам может и даже должен быть ограничен различными допусками, абонентской платой и т.п. Важно то, что такой порядок придаст е-публикациям научных текстов столь недостающий им авторитет и статус и тем самым уберет барьер недоверия к ним со стороны специалистов. Инициатива такой революции должна, конечно, исходить из среды научного сообщества, но ее можно и «подтолкнуть», используя экономические и административные рычаги.

Ну и очень хотелось бы, чтобы кто-нибудь из издателей решился на инновационный – действительно, а не как дань моде – проект создания е-книги. Ну например - издания е-ПСС Пушкина: все его тексты в форме факсимиле, прижизненных изданий и в современном виде; литературоведческие и критические статьи; фонограммы и видео чтения его стихов и прозы мастерами художественного слова; видеоматериалы спектаклей и фильмов по его произведениям; его биография, с прижизненными портретами, с комментариями и портретами всех упоминаемых лиц – и все это в развитии, не как памятник, а как живой факт национальной культуры.

 



Комментарии читателей:

  • Hiroto

    13.12.2012 20:31:59

    Thanks for that! It's just the answer I neeedd.

Добавление комментария

Ваше имя:


Текст комментария:





Внимание!
Текст комментария будет добавлен
только после проверки модератором.