Наталья Рудевская «Think about русский рэп»


Как интересно и продуктивно провести вечер? Правильно. Собраться абсолютно незнакомой большой компанией и говорить про русский рэп.

25 февраля на Крыше прошла лайфхак-лекция «Как слушать русский рэп?» Бесплатные советы раздавали рэп-критик, автор нового телеграмм-канала «Рил ток» Артем Старостин и музыкальный журналист и критик Александр Морсин.


Комната заставлена стульями в три ряда. Все места заняты. Четвертый ряд — это большой подоконник, который тоже целиком заполнен людьми. В основном это молодые парни в черных или серых кофтах. Они сидят чуть сгорбившись, подавшись вперед, скрестив руки перед собой. У некоторых из них уставший вид, но у всех горят глаза. Есть семь девчонок, но они сидят сзади и молчат.

Это — «Крыша». Здесь нельзя пить и материться. И лекция о русском рэпе проходит более чем на цензурном уровне.

________________

— Меня зовут Саша, а это Артем, – молодой человек кивает направо, — и я думаю, по внешнему виду понятно, кто из нас рэп-критик, а кто владелец книжного магазина, — начинает лекцию с шутки МС слева. Из зала слышится смех. — Да, рэп-критик это я, – парирует Александр.

Музыкальный журналист и критик Александр Морсин — владелец магазина книг о музыке «Нет Not» — стоит в строгой рубашке и брюках. Все черное, ботинки тоже черные. Взгляд исподлобья, сосредоточенное лицо, на руке нет часов. На первый взгляд не скажешь, что этот человек на «ты» с русским рэпом, но он профессионально в нем разбирается.

Взгляд цепляет широкая и искренняя улыбка Артема. Старостин в модных очках с широкой оправой, серых кроссовках с белой подошвой, серой кофте держит в руках смартфон и время от времени подглядывает в него. Образ завершает яркая красная шапка на голове.

— Я не знаю, почему решил стать рэп-критиком, — смущенно смеется Артем. — Просто сидел дома, и думаю: надо стать! Рэп растет, все мои друзья его слушают, все современные дети, он играет в клубах, доносится из машин. Я подумал, что надо это узнать, изучить. Погуглив, я не нашел почти никаких нормальных текстов про рэп и решил сам заняться их составлением. Так я создал свой телеграмм-канал «Рил ток».

Я удивился, но очень мало людей пишут про рэп хорошо и глубоко. Я всех читаю, и мне нравится. Мы таким образом пытаемся сделать из рэпа искусство. Я решил изучать рэп как процесс, а не какие-то отдельные песни или альбомы, процесс, который влияет на общество, на нашу жизнь, наших близких.

________________

«Рэп не очень-то глупый, там есть умные люди».


Первый лайфхак:

1.         Чтобы слушать рэп, нужно разбираться в его «терминологии». Надо знать его терминологический вокабуляр, чтобы понимать, о чем говорят люди вокруг. Уже самого знания того, что это отсылка, достаточно, чтобы быть в теме.

— Рэп не стесняется заимствовать, и это классно, — говорит Старостин. — Слушая Oxxxymiron’а, ты поражаешься технике скорости, как он ставит эти паузы, ты кайфуешь, потому что это рэп, и удивляешься, как он написал такой текст в рифме и смог уложить это в куплет, и это очень чисто звучит и ложится на музыку без всяких недочетов.   

Некоторые находят очень глубокий смысл в песнях Face’а. Рэп чем-то цепляет нас, он меняет медиа, это уже феномен. Что еще нам принес рэп?

— Он принес потрясающую фразу «Think about it»! — выкрикивает молодой голос из зала.

И это правда. Помимо мемов, и новых модных фраз рэп позволяет о многом задуматься, зарождает в нас интерес ко многому. К книгам, текстам, музыке.

— Когда ты начинаешь читать разбор, посвящённый баттлу Oxxxymiron’а с Гнойным, и находишь там 300 млрд отсылок на факты, книги, исторические процессы, ты понимаешь, что не всякий-то профессор это одолеет, — размышляет Александр Морсин.

При этом до сих пор актуален стереотип «Рэп — это музыка для тупых».

Я подхожу к одной из немногочисленных в зале девушек, которая пришла на лекцию вместе с мужем:

— А вам эта тема интересна?

— Рэп?! Нет!

Это музыка для молодежи, в большинстве случаев даже для подростков. Почему же это нужно осмыслять, почему к этому нужно подходить как к факту культуры?


Лекция перешла в дискуссию. Дискуссия превратилась в баттл.


Лайфхак № 2:

2.         Воспринимать рэп не в штыки, а как на культурное явление, где музыка уже становится почти неважной, а более важным становится контекст, в котором эта музыка рождается.

Почему к русскому рэпу именно сейчас, в 2017-18 году надо начинать относиться как к факту культуры? Без иронии, без пренебрежения. Именно сейчас появляется рэп, достойный этого. Он очень многогранен: от Oxxxy до Face’а. От «Black Star» до баттлов на Версусе.

Что стоит знать, о чем стоит думать и к чему быть готовым, когда выходит новый Версус баттл, когда выходит новый альбом Скриптонита или новый клип Хованского? Как на все это реагировать?

— Я думаю, здесь есть люди, которые в свое время пострадали при первом прослушивании альбома, например, Face’а, — говорит Саша.

По лицам в зале становится понятно, что они есть.

— Последние года три слушатели русского рэпа находятся между двух полюсов, — считает Морсин, — с одной стороны, ты понимаешь, что это стеб, издевка, ирония, что это все тотально несерьезно. Ты подсознательно начинаешь к этому относиться как к чему-то, не требующему погружения, осмысления и контекста. Ты уверен, что здесь тебе точно не понадобится диплом искусствоведа.

Но с другой — бэкграунду популярного русского рэпера порой можно позавидовать. И не только потому, что Oxxxymiron окончил Оксфорд. Это новый тип русского человека. Не все в обществе готовы сразу его принять.

Каждый смотрит интервью Дудя, даже если не слушает рэп. Каждый крикнет «антихайп», даже если не знает, что это значит. Рэп становится больше, чем просто музыкой. Эта новая культура прочно укоренилась в современном сознании. Ушло слово спор, диалог, диспут, дискуссия. Все называется баттлом. Даже английское издание «The Times» пишет о баттле Oxxxymiron’а с Гнойным.

— Культура рэп-баттла — едва ли не единственное, чем мы можем гордиться перед западными партнерами, — считает Старостин. — Мы — свидетели того как творится история.


Практика, практика и еще раз практика


Лайфхак № 3:

3.         Слушать рэп, читать тексты о нем, погружаться в контекст, смотреть Дудя, кричать антихайп на каждом углу и быть в теме.                     

В России рэп появился просто потому, что он появился на Западе. Зародился — в Америке со своей историей и предпосылками.

— Например, группа «25/17» — это рэп с русской славянской стилистикой, и черный рэп нельзя наложить на российские реалии. В России черного рэпа нет, а русский только начинает зарождаться. И прочувствовать это можно, лишь слушая его, — вступил в разговор парень на первом ряду.

— Face — это деградация русского рэпа? — спрашивает Морсин.

Кто-то отвечает да, кто-то нет. Скорее, это деградация слушателя, если каждое слово из песни воспринимать на полном серьезе. Но безусловное развитие культуры.

___________________

После лекции прошло полчаса, а на крыше еще остался народ. Сидят при выключенном свете, в атмосферной обстановке, разговаривают. Про рэп можно говорить бесконечно. Бесконечно спорить о его функции и роли в нашей жизни. Говорить, но ни к чему не прийти. Все, что нужно сказать, рэперы говорят сами. Мы можем лишь наблюдать и констатировать. Как русский рэп будет развиваться, сможет показать лишь история. А мы — осветить. Если, конечно, это не сделают до нас при помощи рэпа.




Комментарии читателей:



Комментарии читателей:

Добавление комментария

Ваше имя:


Текст комментария:





Внимание!
Текст комментария будет добавлен
только после проверки модератором.