Владислав Пеньков «Сегодня»


Сегодня

1

 

Наташе

 

Сегодня... А что это значит - "сегодня"?

Сегодня, наверно, обычный денёк.

Навряд ли Поэзия, старая сводня,

заглянет на трубочный мой огонёк.

 

И зря я терзаю бумажные спички,

искру высекая, словами звеня.

Давно позабыла меня Беатриче,

Лаура давно позабыла меня.

 

Ах, белые звёзды, огарки вселенной,

я горьким вином наполняю стакан.

На шлемах царей - эта самая пена,

на теле любимой - тот самый акант.

 

И что мне? И как мне? Наверное, тяжко.

Ещё далеко до лучей. Помолчи.

Белеет любимой ночная рубашка,

белеет как призрак, белеет в ночи.

 

Европа смыкает звенящие руки

на огненной шее большого быка.

И самое время пропеть о разлуке,

раз встреча с любимою так далека.

 

Но всё же, но всё же, но всё же, но всё же

я чувствую это - продышан тобой

кружок на моей замороженной коже,

окошко на коже моей ледяной.

 

2

 

Столько холода, столько огня,

теплоты, облаков и озноба.

Словом, это такая фигня

из стихов петербургского сноба.

 

Тараканы глядят из щелей,

на столе - настоящая свалка.

И жалей это всё, не жалей,

только это не выглядит жалко.

 

Августовский закат пополам

с чем-то яростным. С музыкой что ли?

С обещаньем белковым телам

небывалой свободы и боли.

 

3

 

Тамаре

 

"Я далеко ушёл вперёд" -

о боже, ерунда какая.

Всё та же музыка поёт

над белым маревом токая.

 

Всё то же - люб или не люб?

И всё хожу, хожу кругами,

и не касаюсь сладких губ

своими жадными губами.

 

Метель с повадками метлы

гуляет по дворам свирепо.

Любовь, соседка и битлы,

всё просто - пареная репа.

 

И вот - на талию кладу

свою (трепещущую) руку.


В два-ноль-семнадцатом году

я вспоминаю эту скуку.

Как был я смел, а ты - робка.

Как мне в шестнадцать - повезло ли? -

узнать про главное - слегка -

без муки, без саднящей боли.

 

4

 

Наташе

 

Положи мне сейчас на плечо

очень белую тонкую руку.

Есть такое словечко "Ничё",

означает и счастье и муку.

 

- Как дела? - Да ничё. Как-то так.

Вот, ходил за картошкой и хлебом.

И глядел как последний мудак

на закатное жуткое небо.

 

Я глядел. А оно - на меня.

И ничё. Обошлось. Лишь немного

хлестануло дыханьем огня

ледяное дыхание Бога.

 

5

 

Язва ли моровая

в сырости простыней,

роза ли мировая

всё синей и синей -

 

до и после предела.

Звёзды в ночи звенят.

И какое им дело

до тебя и меня.

 

И какое кому там?

Ничего - никому.

Только седое утро

в нежном таком дыму.



Соловей и сумерки

1

 

Прокна

 

Р. Г.

 

Спроси меня, как обстоят дела?

Спроси меня, как снег летел на окна.

Как ночь была белым-белым бела,

и, по-любому, побелей, чем Прокна.

 

И белый снег ложился у дверей,

и, вызывая снег на поединок,

выхаркивал давлийский соловей

муз`ыку, состоящую из льдинок.

 

Пускай ему на карте места нет.

Но карта бита, белизна фальшива.

И сердца чёрный-чёрный-чёрный цвет,

как соловей, поёт без перерыва.

 

2

 

Селевкия

 

Наташе

 

"неясный образ поступью крылатой

легко проходит"

К. К.

 

А я такой! А мы с тобой такие!

Узнали всё. Запомнили немного.

Но всё, что здесь, лишь сумрак Селевкии

и только тень, отброшенная богом.

 

Куда идёт он, бросив тень свою

на губы и глаза? Глаза в тумане.

И тот, о ком кузнечики поют,

обдав жасмином, навсегда обманет.

 

Он дышит нежно, смотрит горячо.

 

А что с того, что сладок воздух ночи,

что так жемчужно бледное плечо

в жемчужных сумерках? 

 

Да ничего, короче.



Две песенки

1

 

Lovely Rita

 

Пускай она летит-летает,

посланец в розовом пальто.

Судьба у бабочки летальна -

быть неземною красотой.

 

Она не знает нашей тайны,

не проливает наших слёз.

Но кто ещё из нас случаен -

ещё один большой вопрос.

 

Ей тайна б`ольшая открыта,

чем наш припев-притоп-припев.

И улетает "лавли Рита",

на этот пляс не поглядев.

 

2

 

Girl

 

Девушка, не хочется, а плачь,

вся-то радость в маленьком окошке -

яблоко, похожее на мяч,

просится в горячие ладошки.

 

Надо доиграться, доиграть.

Тает всё. Мороженое, блюдце,

тает и твоя зануда-мать,

тают те, кто плачут и смеются.

 

Сколько в этом нежности! Поверь.

Тают даже звёзды-апельсины.

Я сейчас уйду, закрою дверь

в спальне из норвежской древесины.

 

Я бы шёл туда, где вечный лёд,

музыка без всякого убытка,

только там никто мне не нальёт

крепко-алкогольного напитка.

 

Оттого и встану на углу,

там, где тает светофор железный,

он чуть-чуть рассеивает мглу -

нежный, безнадежный, бесполезный.



Франческа

Н.

 

1

 

Кто ты, кто я на самом деле?

И почему нам это снится -

сапфирный сумрак Боттичелли,

венер пушистые ресницы?

 

Не почему, а для чего нам

сквозь майское кипенье сквера

то улыбается мадонна,

то напевает Примавера?

 

Мы были бы совсем другими,

да только воздуха не хватит -

произносить иное имя,

склонившись над твоей кроватью.

 

Залитый виноградной кровью,

алеет запад. Вот и вечер.

Слетелись голуби на кровлю,

ворчат на ангельском наречьи.

 

И надо сдвинуть занавески

до неизбежности, до ночи,

пока весенний дождь - "Франческа!" -

на языке своём бормочет.

 

2

 

То, что стоит любого блаженства,

то, что нанялся петь и пою -

то, как ты неуверенным жестом

поправляешь причёску свою -

 

это стоит небесного блеска,

то, что кончится, то, что пройдёт.

Откликайся на имя Франческа,

соглашайся на вечный полёт.



La fin de la Belle Epoque


1

 

Я больше не хожу туда,

где в голубином воркованье

спят голубые города.

Их мелодичные названья

 

мне как похмелье с той поры,

когда гуляли листопады,

кидая слитки во дворы

и на балконы эльдорадо.

 

И я там был, такой, как все.

А нынче плачу на поминках

по остывающей росе

и белым домикам Вламинка.

 

О как прекрасно в сентябре,

как всё печально, нежно, пусто.

Как ветер ходит по Комбре,

по элизейским безднам Пруста.

 

2

 

А видно это - тоже родина,

под сенью девушек в цвету,

раз элизейская смородина

горчит в моём славянском рту.

 

Вы угощались этой - красною -

из рук гулёны молодой,

с её смешною и напрасною,

такою страшною бедой?


Раз нет, то и базара нету.

Есть только ягода одна,

эритроцитами планету

всю пропитавшая до дна.



И со двора нескромный вяз

 

Любовь, что и любила, не любя,

и плакала, и звякала посудой...

Я так мечтал однажды, что тебя

однажды беспощадно позабуду!

 

Я про уродок бормотал стихи.

Нескромный вяз стучал и в наши окна.

И чёрная, чернее, чем грехи,

поэзия пропела, словно Прокна,

 

о том, что там - в туманной дымке лет

(избитый образ, но сойдёт, не так ли?) -

забвенья нет, прощенья тоже нет,

и всё страшней, чем в греческом спектакле.

 

Нескромный вяз, печаль моя и боль -

от сукровицы та и та намокли, -

хотел свести всё к юноше-Рембо,

сойтись пришлось, однако, на Софокле,

 

на Еврипиде, на бессилье том,

когда ни вяз не важен, ни уродки,

а важно то, что воздух ловишь ртом,

песок и пепел ощущая в глотке.



Eleanor Rigby


Капает настырная вода,

лето тихо падает с откоса.

Ты меня не бросишь никогда?

Не посмотришь медленно и косо?

 

Скоро осень, а потом зима.

А потом не вынырнуть из ночи.

Музыка, сводящая с ума,

говорит о мере одиночеств.

 

Есть такая, что не перенесть.

Музыкою только измеримо

всё - и вся предложенная честь

умирать неслышно и незримо.

 

Ах, как сладок этот нежный звук.

Под него я выпущу, как блюдце,

сердце из своих некрепких рук.

А сердца отпущенные бьются,

 

как фарфор, раз-два - и только звон,

свойственный фарфоровой природе.

И затем она выходит вон,

музыка прекрасная уходит.



July morning

1

 

July morning

 

Другу в девяностые

 

"There I was on a July morning

Looking for love...

With the day, came the resolution

I'll be looking for you".

 

 

Дождь прольётся. Или не прольётся.

Много ли нам надо от дождя?

Голубым сверканьем уколоться,

в голубую вечность уходя.

 

Растрепались "фенечки", в которых

смешано "люблю" и "одинок".

Приторным и чёрным пахнет порох,

дёшево и приторно - лубок.

 

Голуби кружатся над траншеей,

от горячих труб - белёсый пар.

Несколько рабочих красношеих,

матерясь, помешивают вар.

 

Sorry, утро. Только - песня спета. 

Спета вся, включая ла-ла-ла.

Красное удушливое лето

сладко, словно ржавая игла.

 

2

 

July morning Vol. 2

 

Гроза прошумела в июле,

сверкнула небесная ртуть.

И есть ощущенье - надули,

оставив писать как-нибудь.

 

А хочется - неба и блеска,

чего-то такого, о чём

летают - в окне занавеска

и ангел за правым плечом.

 

3

 

Another July morning

 

Волчья сныть, лебеда, над рекой

ни муссонов тебе, ни пассатов.

Облака. И нездешний покой,

словно в песне парней волосатых.

 

Словно летнее утро свежа

и алее рассвета в июле,

кровь тихонько стекает с ножа.

Это местные гостя пырнули.



July morning or the continuation of the song

Н.

 

Шумело море. Море даже пело

и пахло пеной в воздухе густом.

И девушка смеялась - в платье белом,

забрызганном росою и вином.

 

А там крутилась "горная лаванда"

и выходили покурить во двор.

 

К чему сейчас вся эта контрабанда -

о девушке и море разговор?

 

Но было. Било - светом и ожогом,

кидало то в горячку, то в озноб.

 

Сегодня призрак музыки лажовой

к тебе подходит и целует в лоб.



Зимнее и околомистическое


Фонари вырастают из ночи,

как подснежники ранней весной,

словно кто-то и может и хочет

разговаривать ими со мной.

 

Их язык прихотлив и невнятен.

Для меня это был до сих пор

лишь порядок светящихся пятен.

А теперь начался разговор.

 

Я внимаю их дымчатой дрожи,

хоть проникнуть в неё не могу.

А они, как поэт в бездорожье,

Велимир по колено в снегу.



Холодная весна

1

 

Соря дождями и окурками,

лишая отдыха и сна,

над умными и над придурками

царит холодная весна.

 

И голова особо кружится,

и смысла нет у слова дно,

поскольку в самой мелкой лужице 

бычки и бездна заодно.

 

Зато ложится сверху облако

на плечи - нищенским мешком.

А где-то рядом чёрный колокол

гудит. 

Не спрашивай по ком.

 

2

 

Так облака красивы,

словно и не облака.

Словно ветка оливы

прикоснулась слегка.

 

Милая, будь так ласка,

уложи меня спать.

В садике Гефсиманском

стало тихо опять.

 

3

 

Дома, деревья в сизой дымке -

какой-то тёрнеровский вид.

Но сердце... Сердце, как ботинки,

немного жмёт, слегка скрипит.

 

Да, жмёт. А всё-таки ты выйдешь

туда, где, Тёрнера скребя,

звучит ворон и чаек идиш 

и не хватает лишь тебя,

 

обутого в больное сердце

и волочащего шнурки,

чтоб на шнурках сыграло скерцо 

уменье средненькой руки.



Ледяной

Р. Г.

 

А почему б не поставить вопрос

возле глагола "живу"?

Дымка господних стоит папирос -

город сжигает листву.

 

Осень и осень. Тоска и тоска.

Небо - себя голубей -

чем-то немного прочней волоска,

чем-то привычки слабей.

 

Всё необычно и всё как всегда.

И, не срываясь на крик,

капает тихо из крана вода -

твой ледяной Валерик.



Из мемуаров


Шумит камыш. Чего уж проще.

И до оскомины привычно 

шумит и в голове и в роще.

И только в садике Масличном

 

ни звука. Не трещат цикады.

Трава по-прежнему примята.

За дело розданы награды

как стражникам, так и солдатам.

 

Всё было сделано так просто.

Почти спокойно. Ведь не звери.

"Спасибо, что помог, апостол", -

сказал безусый офицерик.



В далёком небе


Да, дело дрянь. Тоска берёт за горло.

Тоска - вдова рассудка-кредитора.

Глядишь в окно, где в небо впились свёрла

громады кафедрального собора.

 

Пришла тоска. Веди с тоской беседу.

И, напрягая тающее зренье,

вошедшее в привычку проповедуй -

не то усталость, а не то презренье.

 

Оно густою пенкой накипело,

оно тусклей, чем старая монета.

И как поверить, что блистала Стелла

и что блестело дублинское лето.

 

Вино допито. Отшумела Кана.

Все разошлись. И наступил не ужас

(что ужасы для старого декана?),

а будущее, серое, как лужа.

 

Короткой будет лужа или длинной?

Нет разницы. Презренью потакая,

порою, белой гривой лошадиной

в далёком небе облако мелькает.



Good old

1

 

Англия, Англия, ветра баланда. 

Небо, вообще-то, бывает и синим. 

В детстве болели от холода гланды, 

Диккенс зато холодел в апельсине. 

 

Сладкого сока, прохладного сока 

в Диккенсе было под горькою коркой!... 

Ветер шумел на болоте осокой, 

снег наметало на улице горкой. 

 

Если оглянешься, "аста ла виста", - 

так на горячих губах и застынет, 

детской ладошкой - ладошкою Твиста - 

манит огромная пустошь-пустыня. 

 

Битых бутылок осколки под снегом, 

слёзы и сахар за каждым глаголом, 

каждый январь начинался с побега 

из сорок пятой в житейскую школу. 

 

Нету в карманах ни пенса, ни спички, 

нечем согреться - ни спички, ни пенса. 

Это со мною теперь по привычке - 

самый чувствительный бедности сенсор. 

 

Только под этим, за этим, над этим - 

сладким - до дрожи - моим оберегом 

делятся - дольками - мёртвые дети 

и Рождество согревает их снегом. 

 

Много ли смысла в простом померанце? 

Больше, чем думают в тёплой гостиной. 

В детстве по Лондону шёл голодранцем 

Тот, Кто до этого шёл Палестиной.

 

2

 

Что я помню об этом апреле? 

Я немногое помню о нём, 

но, наверное, птицы галдели, 

умываясь рассветным огнём. 

 

Помню книжку в бумажной обложке 

про любовника мисс Чаттерлей 

и урчащий сердитою кошкой 

теплокровный чугун батарей. 

 

Но и этого хватит, пожалуй, 

чтоб по новой его раскурить - 

этот месяц, не слушавший жалоб 

и зажиливший кносскую нить. 

 

Время давнее, дальше, чем оно. 

Рыжий волос и гордая стать 

и глаза дочерей Альбиона. 

Как мне думать о них перестать? 

 

Да и стоит ли? Всё-таки вечен 

этот (плоское слово) сюжет - 

я целую запретные плечи, 

ты запретно смеёшься в ответ.

 

3

 

Не надо песен соловьиных 

в садах причудливых Версаля. 

Мою рифмованную глину 

они как минимум достали. 

 

Мне по душе простая пемза 

густого лондонского смога, 

в неё бросаются, как в Темзу, 

за просто так и ради Бога 

 

она сдирает оболочку 

без проволочек и обмана. 

И слишком рано ставить точку 

викторианского романа. 

 

Всё непонятно и нечисто, 

нирвана слишком примитивна 

для напеваемого Твистом 

блатного скользкого мотива. 

 

И не дано переиначить 

бесшумно взломанную лавку, 

викторианскую удачу, 

викторианскую удавку. 

 

И сочинением на тему, 

слегка затронутую выше, 

ползёт гудение Биг Бена 

крылатой раненою мышью.

 

4

 

Однозвучно гремит колокольчик

под дугою коней вороных.

Только звонче и звонче и звонче

бьёт огромное небо под-дых.

 

Пролетит над кибиткой ворона.

Отзовётся на карканье грусть.

Колокольчик Валдая и Донна

знает наша душа наизусть.

 

По великим и снежным просторам

раздаётся, пугая ворон,

колокольчик с особым упором

на космический отзвук "джоннн!-донннн!"

 




Комментарии читателей:



Комментарии читателей:

Добавление комментария

Ваше имя:


Текст комментария:





Внимание!
Текст комментария будет добавлен
только после проверки модератором.