Евгений Капустин «Всеобщее равенство»

 

РЕКВИЕМ

 

Только радости в жизни – уметь дышать.

Только радости в боли – уметь молиться.

И не верит в рай ни одна душа,

Лишь пока сама не взлетит как птица.

 

И не хватит воздуха в кулаке,

И не хватит сердца для каждой битвы;

И уходят лучшие налегке

Нарекать собою кресты и плиты.

 

Только нет покоя для тех имён,

У которых голос навеки сорван…

И узнаем цену в конце времён

Тем, кто сам себе ни орёл, ни ворон.

 

 

ВЕЛИКАЯ СУББОТА

 

Верные оплакивали Христа,

Неверные чувствовали облегчение.

Никто не знал, что могила уже пуста,

Никто не думал, что завтра – Воскресение…

 

* * *

Есть тайный зов

И тайная печаль.

Я знаю: в них – начало всем дорогам;

И только боль становится итогом,

Когда ни снов,

Ни прошлого не жаль.

 

Но есть любовь,

И то, что выше нас.

И верю я: не может быть иначе,

Когда надежда познаётся в плаче,

Воскреснет вновь

И вновь себя отдаст.

 

 

* * *

Путь. Одиночество.

Вера в пророчество.

Искры последних надежд.

 

Скрыты туманами

Тихими, странными

Отблески вечных надежд.

 

Слово прощания.

Миг обещания

Верных и светлых надежд.

 

Свяжут хранители

Звёздными нитями

Отзвуки новых надежд.

 

* * *

Я – оживший кристалл,

Догоняющий свой горизонт.

Я себя не узнал,

Глядя в мир с догоревших высот.

 

Я – в бетонной стене,

И я – в ветре, пронзившем насквозь.

Я не знал обо мне;

Сам себе я хозяин и гость.

 

Я вдохнул свою тень,

Оторвав от себя до поры.

Я – расколотый день,

Не боящийся правил игры.

 

Если всё по нутру –

Значит, стану превыше красот.

А когда я умру –

Просто вдруг догоню горизонт…

 

 

* * *

У каменной толпы – живые лица.

У прошлого – надежда на покой.

У каждого окна – своя столица,

Создавшая свой сон своей рукой.

 

И спрятавшийся в глубине рассудка

Порочный круг приветствует себя.

И, кажется, не будет промежутка

От сна до боли, принятой любя.

 

МОЙ ЧЁРНЫЙ ЧЕЛОВЕК

 

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

(Сергей Есенин)


Над моей головой

разверзаются хляби небесные…

Горизонты пути

затянула озябшая хмарь…

Из-за чёрных витрин

улыбаются сволочи честные;

Я стою перед ними –

дрожащая в холоде тварь…

 

Для чего мне сейчас

надевать эти маски приличные?

Для чего мне писать?

может, лучше напиться с утра?

Для чего мне опять

занимать своё место привычное?

И зачем я тебе,

славный город Святого Петра?

 

Если милая девушка

мне из толпы улыбается –

Я готов к ногам её

положить, даже бросить весь мир!

Но почему-то потом

мне совсем не о ней мечтается,

Когда гаснут огни

железобетонных квартир.

 

Я мечтаю о той,

которая – сущий ангел,

Обнимая другую,

которая – сущий бес…

Я себе позволяю то,

что нельзя описать на бумаге,

Иногда, по привычке,

ожидая удара с небес.

 

Лучше быть алкоголиком,

весёлым и самоуверенным,

Чем интеллигентом,

боящимся потерять себя.

Лучше трижды подохнуть,

прослыть забулдыгой потерянным,

Чем сидеть в углу,

оплакивая и скорбя.

 

Я мечтаю о той,

которая – сущий ангел,

Обнимая другую,

которая – сущий бес…

Чтобы всё описать,

мне, похоже, не хватит бумаги…

Или мне разрешат

писать на краю небес?

 

По утрам иногда

собираю рассудка осколки

И смотрю на часы,

силой мысли вращая их вспять.

Чем бояться себя,

лучше, всё-таки, быть алкоголиком;

Лучше быть проституткой,

чем вечно себе изменять.

 

Если лучшего друга

теперь по полгода не вижу –

Оправдание есть,

но терзает и гложет вина…

Я на звёзды смотрю:

та, которая самая ближняя –

Проксима Центавра –

она же с Земли не видна!

 

Смысла жизни не знаю,

но вижу, в чём нет его точно:

В этой звонкой монете,

в бумажках, что манят наш взгляд.

Я свободен от них!

Только надо узнать очень срочно:

Что на карте моей?

Побегу поищу банкомат!..

 

 

ЧАСТЬ ПРИРОДЫ

 

Небо – звёзды и луна;

Ветра свежего волна!

Сквозь цветочный аромат

Слышен чей-то крепкий мат.

Смех в полуночной тиши…

Часть природы – алкаши.

 

Одинокий постовой,

Под дождём едва живой,

Исподлобья смотрит вдаль.

Мне его немного жаль.

Позади промокший лес…

Часть природы – ДПС.

 

БАСНЯ. УКАЗ ЦАРЯ ЗВЕРЕЙ

 

В зверином царстве как-то раз

Правитель-лев издал указ:

«Зверей, нарушивших закон,

Ко мне вести со всех сторон!

Их всех я должен укусить;

Кто будет жив – тех отпустить».

 

И вот со всех концов земли,

К царю виновных повели.

А среди них попался ёж…

Повсюду вопли, рёв, галдёж!

И лев уже совсем не рад

Кусать виновных всех подряд.

Но все кричат: «Ты царь у нас,

Ты должен выполнить указ!»

 

И лев, бледнея и дрожа,

Несмело укусил ежа.

Кому больнее – не скажу:

Царю зверей или ежу…

 

Мораль сей басни такова:

Всегда цени свои слова,

И, чтобы после не страдать,

Старайся всё предугадать!

Но, даже зная цену слов,

К любым сюрпризам будь готов!

 

ПОДРАЖАНИЕ КИТАЙСКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ


Да простит меня Ли Бо

 

Рисовая водка…

Заросли бамбука…

Путь уже короткий;

Я войду без стука

В хижину с рассветом,

И засну мгновенно.

Пьяному поэту

Море по колено!

  

* * * 

Волны электрического света

Замерли в туманной тишине…

В сумерках рождаются поэты,

Вселенные рождаются во сне.

 

* * * 

Я мог бы стать счастливым, а мог бы – правым…

Я мог бы искать своё, не надеясь на завтра…

Я мог бы забыть о том, что над нами небо…

Я мог бы увидеть вечность, прокляв земное…

 

Я мог бы стать полезным, а мог бы – главным…

Я мог бы нести людям истину, а мог бы – радость…

Я мог бы стать собой, но кому это надо?

Может, я буду прав? Или, всё же, счастлив?

 

ЭЛЕГИЧЕСКОЕ ПОСВЯЩЕНИЕ КОМАРУ

 

О ты, рождённый в сумерках во влаге

Дремотной и таинственной чащобы,

И избежавший смерти от лягушек,

От ласточек и прочих плотоядных,

Зачем сейчас кружишь над головою?

Зачем ты ищешь место нападенья?

Чем я тебя привлёк, скажи на милость?

Неужто больше нечем поживиться?

 

Могучий шмель, поющий гулким басом,

Соболью носит шубу, как Шаляпин,

Питается всегда нектаром сладким,

И дом его богатый, крепкий, тёплый.

А стройному изящному фальцету,

Голодному певцу высокой ноты,

Я вижу, только кровь необходима,

Ничто его иное не насытит!

 

Однако, я не лучший из двуногих,

В моей крови – ни капли алкоголя,

А, значит, ты не выпьешь за здоровье

Своих микроскопических личинок,

Что спят сейчас во влажной колыбели

Прохладного туманного болота.

А если опьянеть ты не намерен,

Зачем тебе сегодня кровь людская?

 

Я, впрочем, не уверен в превосходстве

Людей над прочей земноводной тварью,

Однако, мы разумными назвались,

Но многим здесь рассудок позволяет

Почувствовать лишь собственную глупость!

И, чтобы не испытывать гордыню,

Людское чтоб величие не тешить,

Я дам тебе вкусить. Покушай, милый!

 

ЛЕГЕНДА ОБ АСТРОНОМЕ И НЕБЕСНОМ БЕЛОМ ГОРОДЕ


     I

 

В той стране, где небо ясно,

В той стране, где небо чисто,

В тихой области холмистой

Жил учёный увлечённый,

Астрономии любитель,

Свято преданный науке.

 

Двадцать долгих лет работал,

Двадцать лет все деньги тратил

На постройку телескопа

И на книги о Вселенной,

Чтобы перед ним открылись

Все секреты мирозданья

И загадки небосвода.

 

Покупал большие стёкла,

Зеркала и пентапризмы,

Закупал по спецзаказу

В разных странах за границей.

Сам вытачивал он линзы

Шлифовальным инструментом,

А потом полировал их

Мягкой тряпочкой вручную.

 

Двадцать лет он так старался,

Двадцать лет здоровье гробил,

Голодал, ходил в обносках,

Тратил деньги, тратил силы

На постройку телескопа –

Уникального устройства,

Небывалого по мощи,

Чья оптическая сила

Позволяет вмиг проникнуть

В самый дальний скрытый космос,

За края иных галактик,

Чтобы перед ним открылись

Все секреты мирозданья

И загадки всей Вселенной!

 

     II

 

Астроном однажды ночью

Вёл научную работу.

Телескоп он свой направил

На Туманность Андромеды…

Он глазам своим не верил:

Там небесный белый город

Перед ним открылся ясно!

 

Астроном сказал: «Спокойно!»

Отвернулся, отдышался,

Все параметры проверил,

Окуляр платочком вытер,

И опять глаза направил

На Туманность Андромеды.

 

Так и есть: небесный город

Между звёздами открылся!

Симметричной планировкой

Поразил воображенье!

Нет, не может быть случайность!

Нет, не звёздное скопленье,

Не природные объекты

В той галактике далёкой!

Из прямых и чётких линий,

Из квадратов, перекрёстков,

Из районов и кварталов

Состоит гигантский город,

Между звёздами парящий.

Это чудо неземное!

 

Астроном разволновался –

Так собою он гордился!

Никогда таких открытий

В новом веке не видали!

 

     III

 

Астроном сидел неделю

В своём пыльном кабинете:

Описал небесный город,

Приложил он фотоснимки,

И добавил все рисунки,

Перекрёстки и кварталы

Аккуратно он измерил,

И теорию построил

Об иной разумной жизни.

 

Разослал потом он письма,

Бандероли он отправил

В пять научных институтов,

В двадцать пять обсерваторий

Разных стран и континентов.

 

Долго ждал потом ответа.

Волновался как мальчишка,

Ведь собою он гордился!

Никогда таких открытий

В новом веке не видали!

 

     IV

 

А однажды тихой ночью

В дверь негромко постучали.

Астроном не ждал подвоха,

И открыл спокойно двери,

И впустил гостей незваных.

Три серьёзных неприметных

Невысоких человека

Предъявили документы.

Побледнел старик учёный,

И за сердце  вдруг схватился:

Эти трое – офицеры,

И собою представляют

Государственную службу,

Ту, которой все боятся.

 

Офицеры обыскали

Кабинеты, спальню, кухню;

Все столы, шкафы и полки –

Всё вокруг перевернули!

Все бумаги, все записки,

Все рисунки, планы, схемы,

Всё, что есть – конфисковали.

 

Напоследок к телескопу,

К превосходному прибору,

Подошли они спокойно,

Аккуратно осмотрели,

Начертили, рассчитали –

И на корпус прикрепили

Три тротиловые шашки;

Прикрутили детонатор,

Размотали шнур подальше –

И взорвали беспощадно

Телескоп тот уникальный!

 

     V

 

Астроном страдал и плакал,

Пил вино, лежал в больнице…

Но потом собрался с духом

И сказал себе: «Ну ладно!

Всё же, главное – я видел

Тот небесный белый город,

Между звёздами парящий,

Это чудо неземное

Я вовеки не забуду!»

 

Ну а нынче тот учёный

Снова деньги экономит,

Снова сильно голодает,

Одевается в обноски –

Но вытачивает линзы;

Вновь надеется увидеть

Тот небесный белый город,

Между звёздами парящий!

Но себе он обещает

Быть сегодня осторожным

И хранить секреты свято.

Никому уж не расскажет,

Что в пространстве он увидел,

Что на небе вдруг открылось,

Если люди не готовы…

 

ВОСТОЧНОЕ ПРЕДАНИЕ. ЦАРСКАЯ ЩЕДРОСТЬ

 

     I

 

Шёл бедняк своей дорогой

Вдоль ограды городской;

Всеми брошенный, убогий,

Весь раздавленный тоской…

 

Солнце двигалось к закату,

Освещая царский сад.

Урожай сейчас богатый,

На ветвях плоды висят.

 

Разрослись деревья летом,

Но ограда высока.

Много яблок разноцветных;

Не достанет их рука…

 

Голод мучает нещадно;

Царский сад зовёт на пир.

За решёткой – вот досадно –

Сливы, финики, инжир…

 

Взял бедняк с дороги камень,

В крону дерева метнул;

Два плода к ногам упали, –

Он поел, передохнул…

 

     II

 

В том саду благоуханном

Царь со свитой отдыхал…

Вдруг, негаданно-нежданно,

Камень с дерева упал!

 

Царь лежит, со стоном корчась,

Голова его в крови;

Разбежалась стража молча,

Чтоб злодея изловить.

 

В той стране законы в силе –

Знают люди всей земли.

Бедняка тотчас схватили,

И к царю приволокли.

 

— Проходимец ты несчастный!

Покушался на царя!

Смерти жди теперь ужасной! —

Стражи грубо говорят.

 

Побледнел бедняк, затрясся,

И, дрожа, пролепетал:

— Я не думал, что опасно…

Я не видел!.. Я не знал!..

 

     III

 

Царь поднялся, и, шатаясь,

Руку приложив к виску,

Кровь платочком вытирая,

Вдруг подходит к бедняку:

 

— Так сложилось уж веками,

Здесь цветут мои сады…

Значит, ты бросаешь камень,

А тебе в ответ – плоды?

 

Если дерево так щедро,

Что же – я, великий царь?

Разве я не милосердней,

Чем в саду любая тварь?

 

Моя слава прогремела

До заморских дальних стран!

Если дерево посмело,

И такой урок нам дан…

 

Мы казнить тебя не можем!

И ты будешь долго жить!

Отпустить тебя я должен,

Да по-царски наградить!

 

Принесите нам скорее

Два больших мешка монет!

Пусть все скажут, что щедрее,

Пусть все скажут, что добрее,

Пусть все скажут, что мудрее

Никого на свете нет!

  

* * *

«Ваше Величество!»

«Ваше Сиятельство!»

«Ваша Светлость!»

Много существует титулов и званий,

много способов обращения к великим людям.

Как тут не запутаться?

Но к любому самому выдающемуся человеку

можно обратиться чётко и однозначно:

«Ваша Смертность!»

Кто посмеет отрицать истину этого приветствия?

 

ОНИ, ЛЮДИ…

 

Они ходят, но это не значит, что они живы…

Они разговаривают, но это не значит, что они разумны…

У них есть сердце, но это не значит, что они способны любить…

Они занимаются любовью, но это не значит, что они любят…

У них есть направление, но это не значит, что у них есть перспектива…

У них есть цель, но это не значит, что они её достигнут…

Они были, но это не значит, что у них есть прошлое…

Они будут, но это не значит, что у них есть будущее…

Они есть, но это не значит, что они существуют…

Они оставляют следы, но это не значит, что после них что-то останется…

     Они…

           Они…

                  Они…

 

 

ВСЕОБЩЕЕ РАВЕНСТВО

 

Владислав рассеянно слушал радио. Говорили о политике. Выступал представитель Партии Всеобщего Равенства – той самой партии, недавно добившейся избирательного права для роботов и всех иных форм искусственного интеллекта.

Сейчас депутат рассказывал о законопроекте, декларирующем равно уважительное отношение как к любым формам белковой жизни, так и к любым представителям кремниевого разума. Даже отсутствие искусственного интеллекта как такового не должно являться поводом к дискриминации какого-либо устройства, снабжённого процессором.

Владислав перевёл взгляд на старинный, давно не работающий компьютер, стоящий на шкафу. Владислав сам не знал, хранил ли он это покрытое пылью наследие прошлых ради ностальгии, или просто было лень вынести его на свалку.

– Интересно, – подумал Владислав, – когда ко мне нагрянут приставы Отдела Всеобщего Равенства, заставят ли они меня торжественно похоронить сей агрегат на центральном городском кладбище? Или отнесут в строящийся Мавзолей Единения и установят там на почётном месте между телами неработающих андроидов и египетскими мумиями?..

Да, мир уже никогда не станет прежним…

 

 

ПОЭТ И КРИТИК

 

В редакции одного из авторитетных литературных журналов в большом кабинете за массивным дубовым столом, заваленным журналами, книгами, распечатками и письмами, сидит критик. Входит поэт с пачкой рукописей:

— Здравствуйте! Я – поэт!

— Ну…

— Я принёс Вам свои стихи! Вы должны их прочитать!

— Ну…

— Вы поймёте, что их надо издавать! Большими тиражами!

— Ну…

— Их должны читать массы! Тысячи, десятки тысяч читателей!

— Ну…

— Правда не каждый способен понять и оценить по достоинству мои идеи…

— Ну…

— Большинство ничего не понимает в настоящей, умной литературе!

— Ну…

— Они не ценят меня! Мои мысли слишком глубоки, а народу нужно что-то примитивное.

— Ну…

— Вы так неприветливо смотрите. Но я уверен: Вы не найдёте в моих стихах ни одного недостатка!

— Ну…

— Разве только вот тут маленький сбой ритма… но это ради высокого смысла!

— Ну…

— И вот здесь у меня рифма не получилась… но так даже лучше! Главное – суть, содержание!

— Ну…

— А в третьем стихотворении я не смог закончить мысль… но умный человек сам способен додумать!

— Ну…

— Правда, те, кто читал мои стихи, понимали их совсем не так, как я задумывал…

— Ну…

— А рифма – это ведь не главное, правда? Есть же стихи вообще без неё! Вы согласны?

— Ну…

— Поэтому предлагаю не обращать внимания на то, где у меня строки рифмуются, а где – нет.

— Ну…

— А подавать идею буквально – моветон! Стихи должны быть загадками, чтобы читатель вдумывался, разгадывал их. Понимаете меня?

— Ну…

— Но мои строки никто не способен разгадать… Народ тупой!

— Ну…

— Мои произведения никому не нужны!

— Ну…

— На самом деле, мои стихи не имеют смысла…

— Ну…

— Если честно, я – бездарность! Пойду лучше, сожгу свои рукописи! Чтоб не позориться больше ни перед кем…

— Ну…

— Зря я приходил…

— Ну…

— Простите за беспокойство! Наверно я дурак…

— Ну…

— Спасибо, что выслушали меня!

— Ну…

— До свидания!

— Ну…

 

10 ЗАПОВЕДЕЙ БОГА НЫНЕШНЕГО,

ДАННЫХ НАРОДУ СОВРЕМЕННОМУ

 

1. Доллар есть господь бог твой,

 да не будет у тебя других богов пред лицом его,

 кроме Евро и Длинного Рубля.

 

2. Сотвори себе кумира.

 

3. Произноси всегда имя Доллара с трепетом,

 имя Евро с почтением,

 имя Рубля же со страхом.

 

4. Работай не щадя живота своего ради наживы.

И ни дня ни работай ради блага людского.

 

5. Мать твою!

 

6. Забей!

 

7. Прелюбодействуй!

 

8. Кради!

 

9. Всегда произноси ложное свидетельство на ближнего твоего.

 

10. Пожелай квартиру ближнего твоего, дачу ближнего твоего,

 жену ближнего твоего, тачку ближнего твоего,

 и всякую вещь ближнего твоего;

 желай всё, что есть у ближнего твоего,

 и отними всё у ближнего твоего.

 И уведи жену ближнего твоего.

 

И счастлив, и крут будешь перед людьми,

 и долголетен будешь на земле, доколе тебя не замочат.





Комментарии читателей:

  • Слесарева Дарья

    08.03.2017 01:07:05

    Евгений Капустин пишет отвлечённые стихи о жизни, с примесью христианства, библейскими мотивами и недовольством жизни. Люди вокруг не плохие и не хорошие, они просто люди, часть природы, далеко отошедшая от Бога, поэтому всё плохо. Некоторые стихи подобны притчам о христианских добродетелях (например, “Восточное предание. Царская щедрость”). Кроме того, есть забавные мини-рассказы. Мне особенно понравился диалог поэта с критиком (“Поэт и критик”), в результате которого писатель сам понимает, что он бездарность.




Комментарии читателей:

  • Слесарева Дарья

    08.03.2017 01:07:05

    Евгений Капустин пишет отвлечённые стихи о жизни, с примесью христианства, библейскими мотивами и недовольством жизни. Люди вокруг не плохие и не хорошие, они просто люди, часть природы, далеко отошедшая от Бога, поэтому всё плохо. Некоторые стихи подобны притчам о христианских добродетелях (например, “Восточное предание. Царская щедрость”). Кроме того, есть забавные мини-рассказы. Мне особенно понравился диалог поэта с критиком (“Поэт и критик”), в результате которого писатель сам понимает, что он бездарность.



Комментарии читателей:

  • Слесарева Дарья

    08.03.2017 01:07:05

    Евгений Капустин пишет отвлечённые стихи о жизни, с примесью христианства, библейскими мотивами и недовольством жизни. Люди вокруг не плохие и не хорошие, они просто люди, часть природы, далеко отошедшая от Бога, поэтому всё плохо. Некоторые стихи подобны притчам о христианских добродетелях (например, “Восточное предание. Царская щедрость”). Кроме того, есть забавные мини-рассказы. Мне особенно понравился диалог поэта с критиком (“Поэт и критик”), в результате которого писатель сам понимает, что он бездарность.

Добавление комментария

Ваше имя:


Текст комментария:





Внимание!
Текст комментария будет добавлен
только после проверки модератором.