Лика Краско «Тайна театра»

 

16 марта в Хакасском национальном драматическом театре им. А.М. Топанова состоялась премьера драмы-притчи «Страна слепых». Режиссер Марас ЧЕБОДАЕВ поставил спектакль удивительно тонкий, светлый и трепетный.

 

Великая жертва

 

Вы видели картину Питера Брейгеля «Слепые»? Там изображены шестеро слепых, которые цепочкой двигаются вперед, держась друг за друга. Идущий первым поводырь оступается и вместе с посохом падает в яму. Идущий за ним слепой падает на него. Третий следует за своими предшественниками. Пятый и шестой еще ни о чем не догадываются, но им неминуемо быть в яме

следом за своими спутниками. Сюжет картины основан на библейской истине: «Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму».

Эта древняя мудрость отражена и в фантастической повести-притче Герберта Уэллса. Молодой альпинист Нуньес, случайно попав в легендарную Страну слепых, затерянную в горах, вдруг становится отверженным. Народ, живущий в долине, лишен дара зрения. Эти люди не знают о том, что мир вокруг можно не только слышать, но и видеть. Предание о вселенной их предков давно приобрело туманные формы. Нуньес пробует рассказать слепцам о небе и звездах, о горах, о красоте вокруг, но они не верят «безумцу».

Его слушают, но не слышат, грозятся убить. Не сдаваясь, герой решает поднять мятеж. В честной борьбе доказать жителям долины слепых превосходство зрячего. И снова – промах. Он бежит и скрывается в том краю страны, куда слепцы не приходят. Но жить без пищи и крова невозможно, и поверженный Нуньес возвращается, становится слугой. Что за жизнь без любви? Его пленяет дочь старейшины Якоба, прекрасная Медина-Саротэ.

Девушка тоже полюбила гостя из большого мира, и они решили пожениться. Жители этой долины готовы принять пришельца, но с одним страшным условием – он должен стать слепым. Его ждет та самая яма, в которой живет весь этот народ. Шокированный Нуньес соглашается на операцию лишь потому, что плачущая Медина-Саротэ уговаривает его.

Но мысль о том, что он больше никогда не увидит гор, неба, звезд, невыносима. Принести себя в жертву во имя любви герой не согласен. Нуньес принимает отчаянное решение. Поцеловав на прощанье любимую, он уходит прочь, навстречу прежней жизни…

 

Трагедия их судеб

 

Знаменитый английский писатель говорит в своей притче о непонимании, о любви и ненависти, о проблемах личности там, где ты «не такой, как все». Марас Чебодаев прочитал повесть о Стране слепых еще в детстве, и она произвела на будущего режиссера неизгладимое впечатление.

- Мысль о постановке «Страны слепых» я вынашивал очень долго, – признается режиссер. – В свое время рассказ поразил меня. По прошествии многих лет, уже учась на режиссуре в институте искусств, я вновь обратил на него внимание, но не понимал, как поставить это произведение.

И вот, теперь обучаясь на профессиональном уровне в академии, понял, что созрел, что имею право на создание этой постановки.

Как и обещал Марас Степанович, спектакль получился ритуальный. Глыба серьезных вопросов решается на сцене виртуозно, неординарно и  даже лирично. Над сценографией режиссер работал вместе с художником-постановщиком Алексеем Абдиным.

Музыка, пронизывающая действо, индийская, ее новый вариант композитор Татьяна Шалгинова создала вместе с музыкантом Хакасского театра Аржаном Туденевым. В спектакле звучит и авторская музыка – песня девушек (сцена у ручья) и финальная тема как гимн Природе, Земле и красоте.

- Я постаралась услышать мир слухом слепых, – признается Татьяна Федоровна. – Они, на мой взгляд, ощущают мир по-другому, в некоторых сторонах тоньше нас. Они умеют слышать себя, погружаться в свой внутренний мир…

Эмоциональные и пластичные, артисты играют на народных инструментах – хобырахе, хомысе, барабане там-там, придавая происходящему на сцене особый колорит.

Спектакль «многолюден» – притчу об отверженном Нуньесе (Александр Асочаков) и влюбленной Медине-Саротэ (Александра Тахтобина) разыгрывают перед зрителями 14 актеров и два ребенка.

Актеры сумели создать аутентичные образы и передать всю трагедию незрячих людей, их отстраненность, их отчужденность от чужого мнения, от мира, от собственной судьбы…

- В «Стране слепых» происходит столкновение двух разных миров, – замечает режиссер. – Идет противостояние. Интересно, что здесь нет положительного героя, нет правых и виноватых. Мы сочувствуем то герою, то слепому народу.

В этот вечер в зрительном зале точно не было равнодушных.

 

Ужас, смех и жалость

 

За день до премьеры спектакля журналистов и всех неравнодушных к театру людей ждала встреча с удивительным, прекрасным, «огромным» человеком. Вениамину Михайловичу Фильштинскому – 78 лет, но это такое пламя! Такая ясность мыслей, такая адекватность, о которой иным молодым только мечтать.

Легенда театральной педагогики, заведующий кафедрой актерского мастерства и режиссуры Российского государственного института сценических искусств, художественный руководитель самого молодого драматического театра Петербурга приехал в Абакан на сдачу дипломного спектакля своего ученика Мараса Чебодаева. Разговор о миссии театра, красоте и катарсисе захватывал, скажу честно.

- Актуальна ли «система» Станиславского в мире?

- Да. Я даю мастер-классы в России, и за рубежом. И в Европе, и в Азии, и в Америке, и на ближнем Востоке люди интересуются русской театральной школой.

- А влияет ли время на каноны сценического искусства?

- Чего не достает современному театру? – спросил я молодых режиссеров и критиков. Чего не хватает?!

Молчат в ответ.

- Доброты, думаю.

- Да! Современному театру не хватает человечности. Иногда посмотришь – «холодный» спектакль. Все красиво – декорации, свет, динамика, а для души – ничего. Это бывает и в столичных постановках. А бывает – в скромном провинциальном театре спектакль человечный, который тебя трогает.

- Вы метафорически делите театр на живой и мертвый. Это как?

- Сейчас трудные времена, жестокие, мрачные. И когда зритель приходит в театр, и ему что-то такое показывают, после чего он идет домой, молчит и у него одна идея – застрелиться или повесится. Понимаете – вот такой сильный спектакль, на меня давили, как жить?!

Такой театр, с моей точки зрения, не нужен! Театр должен быть человечным. После театра должно хотеться жить! А если в театре нас будут долбить по голове, что человек – дерьмо, люди все плохие, мелкие, ужасно живут… Ну, и что в итоге? Живой театр должен быть, тогда он будет волновать.

- Где с этим лучше – в столице или в провинции?

- А нет разницы – столичный, провинциальный, европейский театр. И в провинциальном театре есть живое и интересное. Я вообще не склонен к такому делению. Живое есть везде. И мертвое тоже.

Этому же учился и Марас Чебодаев – человечности. Отсюда же и критерий дипломного спектакля. Холодный, бесчеловечный спектакль – два. Спектакль, на котором зрители волнуются, плачут, смеются, думают, легко дышат – пять.

Это, кстати, не я придумал. Александр Сергеевич Пушкин говорил, что в театре обязательно должны быть ужас, смех и жалость. Видите, как Пушкин заранее против театра холодного, бесчувственного воевал! Потому что если нет ужаса, смеха и, самое главное, жалости, сострадания, тогда нафиг этот театр нужен.

 

Свет катарсиса

 

- Конкурс на поступление в театральную академию измеряется в сотнях человек на место. Как увидеть лучшего?

- Очень трудно в 17-летнем пацаненке разглядеть что-то. Но пусть корявый, неумелый, он излучает что-то человеческое.

При поступлении они должны читать басню. «Ягненок в жаркий день пришел к ручью напиться» один читает просто выразительно, а другой читает как бы размышляя. Вспоминает, что и у него был момент, когда мучила жажда, а пить было нельзя. И видно, что он подключает к этому произведению свой личный человеческий опыт. Сознательно, а, может, неосознанно.

Понимаете? Актер должен обязательно подключать к роли свой человеческий опыт. Должен что-то рассказывать не только про ягненка и волка, но и про себя. Если абитуриент вводит что-то свое, есть шанс, что он будет, когда научится, не бесчувственным, а человечным актером. Ну, много и другого, конечно, должно быть. Обаяние и прочее.

- Всегда ли серьезный спектакль должен в зрителе рождать катарсис?

- Катарсис должен быть всегда! Человек был в театре, он выходит с каким-то очищением души, ему жить хочется. Без катарсиса нет искусства театра!

Рассказываю. Социологи побывали на каком-то мюзикле, где все хохотали, хлопали артистам, были довольны. После спектакля социологи пошли в гардероб. Люди одеваются и делятся впечатлениями. Что говорят зрители? «Какая ерунда!», «Надо же, ну и чепуха…»

А вроде бы даже хлопали! Это разве катарсис?! Это значит лишь то, что театр начинает приучать зрителей к снисхождению. Пришли вечер провести. Это ужасно!

- Художественная концепция «Этюд-театра»?

- «Этюд-театр» был создан пять лет назад. Только сейчас они добились своего помещения – на Большой Конюшенной улице, 9 откроется новое театральное пространство –  «Площадка 51».

Концепция – быть живыми, человечными, экспериментальными. Мои ученики советуются со мной, я ими не руковожу фактически, у меня нет времени быть там.

 

Gold box

 

- Вы заметили однажды, что утро актера должно начинаться с красоты. О какой красоте вы говорите? Духовной? Визуальной?

- Упражнение вроде бы простое, придумал я его на мастер-классе в Испании. Попросил студентов-актеров – актер должен начинать свой день с того, чтобы увидеть что-то красивое.

Проснулся, увидел что-то красивое, вдохновился, заволновался: «Какое солнце!», «Какая женщина!», «Какой мужчина!», «Какой трогательный ребенок!» У него уже желание работать весь день. А ведь работа актеров и режиссеров как раз и состоит в том, чтобы создавать красоту.

Но для того, чтобы создавать красоту, нужно уметь видеть ее! Если ты идешь в театр на работу сонный, хмурый – ну какую красоту ты создашь?!

- Замечательное упражнение…

- Другое дело, что это не так просто, этому тоже нужно учиться. Я сейчас готовлюсь к новому набору, пока летел из Москвы, мучительно думал над упражнениями. Буду пытаться вырабатывать чувствительность к миру, наблюдательность.

Как молодого человека научить жить в искусстве, видеть красоту жизни, влюбить в жизнь? Потому что если он ненавидит жизнь, то потом эта ненависть из него попрет со сцены.

- А ведь бывает такое… Чем еще должен обладать тот, кто создает спектакли, образы?

- Ты хочешь поставить драму Чехова. Но для того, чтобы сделать это, нужно людей знать, в людях разбираться! Смотри вокруг! Если ты ни на ком не остановился, ни в кого не включился, никого не пожалел, никем не заинтересовался и ни о ком не пофантазировал, не поразмышлял…

- Большая работа, зачастую люди сосредоточены только на своей жизни.

- Если ты не умеешь наблюдать – не ходи в театр. Об актерской копилке наблюдений – отдельный разговор. Был такой замечательный режиссер и актер – Ричард Болеславский, он называл это gold box – «Золотой ящик» наблюдений». Это тебе пригодится потом для многих ролей!

- Ваши планы на год?

- В моей мастерской было несколько выпусков актерских, потом режиссерский выпуск был, пять лет я отдал обучению только режиссеров. А сейчас абсолютно новая идея – в нашей мастерской мы будем учить группу актеров – 20 человек, и параллельно я хочу учить театральных педагогов.

Это будет двухгодичная магистратура, там будут учиться только люди с высшим театральным образованием.

 

 

 




Комментарии читателей:



Комментарии читателей:

Добавление комментария

Ваше имя:


Текст комментария:





Внимание!
Текст комментария будет добавлен
только после проверки модератором.