* * *
Время по темени бьет, бьет,
кружит крючками-пальцами,
мелкий обрывок детства, застывший на фотографиях;
как были счастливы, девочкамальчик мой, были счастливы,
там, за закрытой дверью, бабушка щуплыми с пяльцами
вышивкой из античной Греции,
хохот, и мы украдкою
лижем такие сладкие, горькие и холодные;
дождик нас бьет по темени маленькими каплями,
смоется грусть потоком, смоется, радость, смоется;
каждый толчок по вене с возрастом ощущается
глубже, трагичней; мама, мама это же наш поезд?
вновь на деревню к бабушке, теплыми одеяльцами
нас накрывает бабушка греческими упреками.
Долг ли свобода, Божие
тело съедаем завтраком,
движемся дружным строем
в утреннюю зарю;
мама на фотографии
кличет на во вчерашнее,
кличет нас во вчерашнее
время, где не растут;
горе ли, радость горняя,
как же им жить страдальцами?
Повоскресаем утром мы,
завтра опять по кόням;
Время нас бьет по темени дряхлыми, дряхлыми пальцами,
только вот наше детство с нас никогда не смоет.
* * *
Я не то что сошел с ума, но устал за осень
проседью листьев встречать рассвет;
чайные листья, заваренные для гостя,
или чайный бумажный пакет,
опрокидывая в стакан от злости и от бессилья,
от стыда и от страсти, сжимая в груди
комочек себя, ты считаешь до горизонта мили;
все пройдет, ну чего ты,
расслабься,
жди.
* * *
Я в паспорте
вместо подписи
напишу твое имя.
и на пластиковой карте, кстати, тоже,
чтобы каждый раз, делая сложный выбор
между пиджаком или курткой из кожи,
джинсами или брюками, брютом или мартини,
я вспоминал лишь одно – это
твое имя,
которым расписывался бы везде,
храня его ленточкой на руке,
узелком на память, жгучим пожарищем на щеке,
наркотиком, что вводят прямиком в вену
и который мучает - вот уж который! - март.
ты знаешь, имя твое - бесценно.
для всего остального придумали мастеркард.
* * *
Все волхвы не в одно Рождество —
есть еще времена, когда люди
обнаружить способны родство
с теми, чьи постаревшие руки
приносили подарки юнцу,
его матери и отцу.
День придет, когда каждый из нас
снарядившись отправится в бегство
к тому месту, что радует глаз,
к человеку, с которым согреться
будет проще, поскольку он тот,
кто с собой племена поведет.
Может, будет пустою рука,
но такую же руку пустую
вложит кто-то в твою. И уста
озарятся улыбкою. Всуе
произносишь: храни тебя бог,
каждый шаг твой и каждый твой вздох.
Может, это и есть благодать —
чью-то руку в своей ощущать.
* * *
1
Что мешает тебе подниматься с утра свежим и радостным?
Что воротит тебя от еды в обед?
Это то, что бесследно вгрызается внутрь, когда ты спишь,
это маленький рак, неприметный рачок, посмотри, малыш,
и заплачь от бед.
2
Что сказать? Твой диагноз (а также твой приговор)
вряд ли канет туда, о чем каждый хоть раз знавал, —
открывай бутылку, бери билеты — и в самолет!
Мир, говорят, чудесен, но твой черед
видеть, как он беспредельно мал.
3
Как шпиль башни не тронет ни облака, ни Его,
как мосты удивительно не нужны:
ну зачем переправа тому, кто туда, куда ежедневно шел,
помня каждый камешек, поворот и столб,
завтра может и не дойти?
4
В пирамидах виднеется страшный толк —
погребать же надо того, кто мертв.
Тадж Махал, может, лучше всех пирамид
сохраняет того, кто навеки спит.
От висячих садов пользу можно взять:
маме будет что на могилу рвать.
От Христа смысла мало — ну где он был,
когда с этим недугом ты стал иным?
5
Упокоившись, вид для себя открой,
где ни страха, ни боли — одна вода,
вереница поклонников, перемен,
новых лиц, поворотов, возникших тем,
только море волнуется без тебя.
6
Говорят, что там, после жизни, есть
небольшое устье большой реки,
и вошедших в нее, ты поверь, не счесть
(да и дважды, знаешь ли, не войти).
И ни ад, ни рай, ни глухая боль,
и ни бог, ни дьявол (это — в сущности — ерунда!),
подели все прожитое ноль —
запрещали в школе? да черт с тобой! —
получил бесконечность?
Она твоя.
* * *
Ф. Б.
так пахло в квартире у бабушки, когда она умирала,
запах въелся в кожу, волосы; и в глазах
постоянно мелькает комната: смятое одеяло,
шприц с трамадолом (то было совсем начало),
дрожь, не унявшаяся в ногах,
кровь и пот, запах смерти, морфин и вата,
крики ночью и странная беготня.
говорят, что когда-нибудь, дай же то бог, когда-то
все те мертвые, что были с нами рядом,
снова будут рядом, но только в иных мирах.
но, конечно, все это было. прошло — и было,
язык выражает идею смерти ясней,
чем любая мысль: когда о любимом мы, вот,
говорим не "есть", а "была" – и все будто внутри заныло –
времена пускаются в страшную круговерть.
до сих пор ударяет в голову этот запах,
и становится мир в этот миг лишь злей.
времена меняются — прошлое с настоящим,
оставляя людей одних.
без других людей.
* * *
Е. А.
не старайся идти по кругу, считай углы;
береги себя, деточка, береги,
руку не отпускай, руку мою держи,
потому что теплее теперь внутри,
чем снаружи. Балконная дверь — и в снег
выдвигается вечером человек,
и заходит над ним позапрошлый век,
закрывая ставни уставших век.
Что там дальше? Какие уровни языка,
когда держит руку твою рука,
человека, стоящего близко с тобой пока,
человека, ценного для тебя?
* * *
Когда придет последний день (читай –
когда отец захочет жизнь назад),
мир сузится до склянки валерьяны,
исчезнут все полученные раны,
и будет все равно, кто виноват.
Останется одна лишь пустота,
заполнившая все участки суши,
воспоминания давно минувших дней,
собрание разбросанных камней
и тишина, закравшаяся в уши.
* * *
Вечерний пейзаж, догорает закат;
я сижу и молчу, в слух обращенный –
из всего, что было, из всех затрат
выбираю Время, его приглушенный
стук часов, крик кукушки, сияние стрелок,
«тик» и «так», что несется по комнате,
несмотря на то, что я низок и мелок,
вы меня еще, дай Вам Бог, вспомните.
* * *
за шорох слов при темени полночной.
за нож в спине. несбывшееся лю-
блюю в ночи, согнувшись в подворотне:
за все, мой бог, тебя благодарю.
* * *
...не смотри, как солнце ныряет вниз,
оставляя землю одну.
это просто его ежедневный каприз –
уходить с горизонта – в тьму...
я слагаю последний, печальный стих,
если что-то не так – прости.
как мне жаль, что, вину разделив на двоих,
нам не легче ее нести.
* * *
Помните вы тот вечер,
помните свет в бараке?
Свечи горели, свечи;
я вам говорил про знаки,
про символы, архетипы…
Ах, милый нелепый Брюсов!
А вы, оказалось, спите
и глухи на оба уха.
* * *
ветер дует, ветер носит,
вторит в ритм сердца стук;
кто-то милостыню просит
из моих озябших рук.
кто-то милостыню просит:
этот "кто-то" вдра-ба-дан.
я по пятницам такой же,
так что дам.
ЗАВЕЩАНИЕ
Все, что останется от меня, пусть
ночью темной пропьет мой сын,
на наркотики спустит пусть
последний свой медный грош,
последний библейский талант,
а когда не на что будет устроить дебош —
пусть и отца продаст.
Два кольца (обручальное — от нее —
и с помолвки, что там, в шкафу),
золотую цепочку, часы, мое
портмоне пусть обчистит, у
меня в кармане банкноты — пусть
он их тоже с собой берет:
если я его раньше не уберег,
то ничто уже не сбережет;
за картиной в зале — закрытый сейф,
код он знает (день, месяц, год),
алкогольный пусть стойкий, спиртовый шлейф
избавляет квартиру от
шлейфа затхлости, смерти, моих "кричи!",
отпружинивших в потолок.
Кстати, там за графином — две тысячи,
их бери, а то влезешь в долг.
* * *
Глаза пусты и искривлен твой рот –
усмешкой ли? похабным русским словом?
А я смотрю, смотрю… на это всё…
и всё равно тобою очарован,
и что бы ты ни делала со мной,
я буду все равно навеки твой.
Ты не стыдишься предо мной курить
и дышишь дымом мне в лицо несмело,
а я люблю. И мне дано любить.
Такое дело, ну. Такое дело.
* * *
Я мечтаю о том, чтобы нас после смерти
положили
вместе в одну могилу
или
хотя бы рядом,
как нищих,
которым не хватило
на два места,
но таких, как мы, не кладут,
а скрывают в нишах
(по понятным мiру причинам).
Ты знаешь, где-то —
по интернету —
гуляет картинка,
где два скелета
лежат вместе, обнявшись, —
ты веришь в это?
Веришь в то, что даже после смерти
они оказались рядом и дышали воздухом,
выходящим из легких друг друга?
Я — нет.
Я не верю в чудо.
***
Понимаешь, Господи… от того, что любовь Твоя
простирается сверху вниз и, касаясь меня,
идет дальше, не стало легче, стало больнее –
я после нее озлобился, нелюдимее стал, дурнее.
Я не хочу сказать, Отче, что Ты плохой,
просто когда над землею проводишь рукой
постарайся, чтоб я не попал под раздачу десницы,
пусть будет по-старому: старые раны, старые лица.
После всего прожитого, Боже, любовь Твоя
должна согревать сильнее камина оставленного меня –
только я, очерствев, ничего не чувствую, не живу,
только когтями совести лязгает по нутру.
Я буду молчать, Господь, пусть говорят другие,
у кого много денег, дачи, машины; а мы – слепые.
Те прославляют радостней, строя новый храм-кров,
у них, видимо, Ты другой, фри-масонский Бог.
Я сижу и смотрю в окно, а точнее глазами врезаюсь в небо:
где-то там, говорят, кто-то есть, как-нибудь Он живет.
Замедляется взгляд. Глаз уплывает в потемки века.
А на улице мальчик, времен Карамазова, громко ревет.
Комментарии читателей:
Комментарии читателей:
« Предыдущее произведениеСледующее произведение »