Русскоязычная поэтесса, деятель неофициальной литературы Анна Таршис, известная под псевдонимом Ры Никонова, скончалась 10 марта на 72-м году жизни.
Она была автором, создававшим экспериментальную поэзию: зауми, одностиший, визуальных стихотворений, стихотворений в традиции редимейдов, стихотворений-таблиц. В автобиографии перечислены такие экзотические виды, как поэмы на пластинках (диск-арт), жестикуляционные поэмы, съедобная поэзия, поэмы на частях тела слушателей, звуковая поэзия, вакуумная поэзия.
***
Если в темноте теплеет лампы облик
тягостного времени сова в ладонь спустилась
и колыхание руки при перстнях тяжелит дыханье
не волнуйся — дыши ровнее
и тренируй дыханье
оно
еще так пригодится
Никонова родилась в Ейске, окончила Свердловское музыкальное училище по классу фортепиано (ею руководил ученик Нейгауза Исаак Зетель), училась в Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии (как утверждает Никонова в автобиографии, ее исключили «за собственный стиль в искусстве»). В 1965 году поэтесса организовала авангардистскую группировку поэтов и художников «Уктусская школа», которая просуществовала до 1974 года, и рукописный журнал «Номер» (были изданы 35 выпусков). С 1976 по 1986 год года выпускала авангардистский журнал «Транспонанс», в котором публиковались Дмитрий Александрович Пригов, Илья Кабаков, Андрей Монастырский, Генрих Сапгир, Юрий Лейдерман, Константин Звездочетов, Илья Кабаков, Игорь Бахтерев.
Таршис была замужем за поэтом Сергеем Сигеем (настоящая фамилия Сигов); в 1998 году они совместно получили премию Андрея Белого «за особые заслуги». В том же году поэты переехали жить в немецкий город Киль.
Никонова занималась мэйл-артом и бук-артом: подготовленные ею номера «Транспонанса» демонстрировались на международных выставках.
Комментарии читателей: