Канадский Чехов11.10.2013

82-летняя канадка Элис Мунро стала 13-й женщиной в истории Нобелевской премии. Ей досталась главная награда по литературе 2013 года – с коротким и конкретным пояснением «мастеру современного рассказа».

Элис Мунро начала писать рассказы после того, как, став домохозяйкой и родив троих детей, она к началу четвертого десятка впала в глубокую депрессию. Спасением стало решение открыть книжный магазин: окружив себя книгами и посетителями, рассказывавшими свои простые истории, Мунро вскоре осознала свое призвание. С тех пор на ее счету 14 выпущенных книг и престижные канадские и мировые награды.

Критики заметили, что, в отличие от предыдущих лет, когда Нобелевская премия по литературе как бы заменяла премию Мира (когда например, наградили первого лауреата из КНР Мо Яня), награда Мунро – это скорее про литературу, чем про политику. Элис Мунро считается классиком англоязычной литературы, хотя на иностранные языки она практически не переводилась.

Нет ее и на русском, хотя Элис называют канадцы «нашим Чеховым». Как заметил корреспондент Lenta.ru Кирилл Головастиков, этой наградой Нобелевский комитет реабилитировал рассказ: ранее среди прозаиков, получивших Нобеля, не было ни одного без романа — а именно такова Мунро. «Годами я думала, что рассказы — это только разминка перед романом, — рассказывала Мунро в интервью The New Yorker. — Затем я поняла, что они это все, на что я способна, и смирилась. Надеюсь, мои усилия вложить как можно больше в рассказ компенсируют это».

Сравнение Мунро с Чеховым не случайно. Чехов— это тонкость и безжалостность анализа, парадоксально уживающаяся с состраданием к человеку; следствие этого — запрет на фальшь. «Маленькие люди, большие чувства, — объяснял прессе выбор Мунро постоянный секретарь Нобелевского комитета Петер Энглунд. — Фантастическое описание обычной жизни». Это и правда резкий разворот, учитывая предыдущие выборы комитета — постколониальная, мифологическая, экзотическая, порнографическая, постмодернисткая проза.

Мунро пишет про маленькие города своего родного Онтарио; в этих маленьких городах мало чего происходит — и в рассказах Мунро тоже. Зато она детально останавливается на психологии женских персонажей — они, безусловно, главные в ее прозе; источником вдохновения Мунро называет свою мать.

Мунро внимательно документирует развитие женской сексуальности. Сосредоточенность на тематике отражают и названия ее произведений, самое яркое и знаменитое из которых — «Жизни девочек и женщин» (Lives of Girls and Women, 1971), сборник рассказов с переплетающимся сюжетом, который иногда ошибочно называют романом. Изображая под выдуманным именем себя в детстве, Мунро приходит к выводу, «насколько человеческие жизни скучны, просты, невероятны и непостижимы — глубокие пещеры, скрытые под кухонным линолеумом». С поправкой на гендер и век — очень по-чеховски.

Комментарии читателей:

Добавление комментария

Ваше имя:


Текст комментария:





Внимание!
Текст комментария будет добавлен
только после проверки модератором.
Литературный портал «БЕЛЫЙ МАМОНТ» Талант, оригинальность, неожиданность. Все, что поражает воображение, как белый мамонт в рыжем стаде! Ищите! Читайте! Смотрите! Участвуйте!