Подведены итоги эксперимента по внедрению в школы е-учебников. Плюсами букридеров называют удобство в использовании и переноске, минусами — стоимость и недостаточное количество мультимедийного образовательного контента.
Как сообщает портал ProBooks.ru, федеральный институт развития образования (ФИРО), находящийся в ведении Минобрнауки, подготовил итоговый отчет об экспериментальном использовании электронных учебников в 2011-2012 учебном году. Эксперимент прошел в 38 школах из 9 регионов РФ. Для участия выбрали 503 педагога и 3500 учеников 6-7 классов.
За счет средств региональных бюджетов были закуплены разноплановые электронные устройства. Класс ридеров с технологией e-ink представляли PocketBook Pro 9XX в количестве 1137 штук и Plastic Logic 100 — 894 штуки; сегмент ридеров с цветными электронными чернилами представлял Ectaco JetBook Color — 166 шт.; также школьникам предложили поучиться с помощью недорогих нетбуков Intel Classmate PC — 247 шт. и Asus Eee PC 1015PW — 35 шт. Были куплены и 60 гибридов ридера и планшета — двухэкранных enTourage eDGe.
Самым ненадежным в руках учащихся оказался печально известный Plastic Logic 100, который в начале эксперимента был фаворитом: его активно продвигал глава госкорпорации «Роснано» Анатолий Чубайс, но впоследствии планы развития компании в России были отложены на неопределенный срок, и проект «сдулся». Во время образовательного эксперимента «планшет Чубайса» ломался гораздо чаще, чем устройства других производителей - в 7.83% случаев. На втором месте оказался Ectaco JetBook Color с 4.22% поломок. Третьим по выходу из строя стал PocketBook Pro 9XX, но с большим отрывом от антилидеров – всего 0.26% поломок. Остальные устройства не ломались вообще.
Педагоги и школьники отметили, что нетбуки и планшеты более функциональны для учебного процесса, но букридеры на основе электронных чернил обгоняют их по времени использования без подзарядки и высокой безопасности для глаз.
После опроса 819-и родителей школьников, участвовавших в эксперименте, 80% согласились, что электронные учебники очень удобны в переноске и хранении. При этом 70% родителей не готовы платить за электронный учебник самостоятельно, считая, что его должно предоставлять государство.
Остро стоит проблема нехватки контента — простая оцифровка бумажных учебников не способна использовать мультимедийные возможности, предоставляемые е-книгами. Об этом на пресс-конференции, посвященной финалу эксперимента, высказалась Светлана Авдеева, руководитель Центра образовательных информтехнологий, ресурсов и сетей ФИРО, замдиректора Нацфонда подготовки кадров: «Основная роль в разработке электронных учебников отводится издательствам, потому что они владеют имущественными правами на бумажные учебники. Важен вопрос единых требований к мультимедийным изданиям. Нормативное регулирование должно производиться федеральными органами образования: с точки зрения методологии и содержания электронные учебники должны проходить такие же экспертизы, как и обычные».
На данном этапе Департамент образования Москвы проводит конкурс на создание электронных учебников, победители которого получат гранты правительства столицы по 5 млн рублей в 20 номинациях. На участие в конкурсе поданы 88 заявок от 24 организаций. В настоящее время все представленные на конкурс электронные учебники проходят многоступенчатую экспертизу.
Комментарии читателей: