Борис Стругацкий о терроризме, совести и Боге16.09.2011

В сентябре на сайте «Русская фантастика» прошло off-line интервью читателей с Борисом Натановичем Стругацким.

Портал «Белый мамонт» публикует самые интересные вопросы и ответы этой полифонической беседы. Исходный материал полностью можно посмотреть на сайте(http://www.rusf.ru/abs/int0156.htm#15)

— Уважаемый Борис Натанович. Сегодня прочел интересную выдержку с Википедии о С.Леме (прочел вчера его роман «Глас Господа»), до этого им сильно не увлекался. Вот выдержка: «Незадолго до своей смерти в 2006 году, Станислав Лем фактически оправдывал террористические акты, которые устраивали Басаев и ему подобные…

Крайне возмущен и огорчен подобными высказываниями… (Роман. Санкт-Петербург, Россия)

— Не берусь осуждать пана Станислава, – тем более, что обстоятельства, при которых он допустил данное высказывание, были несколько иными, чем Вы это описали.

[В данном вопросе есть очень важная неточность, о которой мне написал Виктор Язневич, мой коллега по переводам Лема и большой знаток его последних текстов. Сказано, что «Незадолго до своей смерти в 2006 году, Станислав Лем фактически оправдывал террористические акты» и далее цитата из Лема (которая, кстати, урезана – в ней очень важна предшествующая фраза: «Общий принцип, которого я стараюсь придерживаться, заключается в том, чтобы быть на стороне тех, кто слабее» – перевод мой). В действительности же приведенная цитата – не из 2006 года, а из 1995. А это большая и важная разница, ибо это самый разгар первой чеченской войны...– БВИ.]

Понимаю тех, кто склонен был в середине 90-х рассматривать боевиков-чеченцев, как своего рода партизан, сражающихся с оккупантами.

Но никогда не пойму и не одобрю тех, кто с сочувствием относится к действиям вооруженных людей, позволивших себе брать в заложники детей, женщин, стариков и больных. Эти вооруженные люди не есть партизаны, они вообще не бойцы, – они террористы в самом поганом смысле этого поганого слова, и об оправданиях их действий и о каком-либо сочувствии к ним, на мой взгляд, не может быть и речи.

Война (любая война) и без того достаточно омерзительное явление, чтобы можно было его отягощать совершенно уж античеловеческими поступками.

— Вы верите в единство славянского мира, или Украина, Росссия и Беларусь – разные страны, которые должны идти своим путем? (Сергей, Россия)

— Насчет «единства славянского мира» ничего не могу сказать, а то, что все три названные страны – близкие родственники (и по истории своей, и по языку, и по культуре), – очевидно, и ни в каком «своем», особенном пути они, на мой взгляд, не нуждаются. Националисты думают иначе. Отсюда – масса сложностей и осложнений, а пользы – ни для одного из народов – никакой.

— Как Вы думаете, какое общество ближе к Миру Полудня, то, которое было у нас в СССР, то, которое мы имеем сейчас, или то, которое, насколько нам известно, имеется в Западной Европе или Америке?

Или, может быть, у Вас есть другая версия? (Сергей, Самара, Россия)

— Тоталитарное общество (например, СССР или, скажем, КНДР) превратиться в Мир Полудня не может в принципе, – оно не допустит никакой идеологии, кроме господствующей. Общество Потребления – более толерантно к появлению новых идей и принципов существования. Теоретически оно может (среди прочего) породить и Высокую Теорию Воспитания.

Более того, нетрудно представить внутри Общества Потребления островки, исповедующие ВТВ и живущие по законам Мира Полудня («нет более высокого наслаждения, чем то, которое ты получаешь от успешного творческого труда»).

Впрочем, островки эти социально неустойчивы. Они возникают, как правило, когда люди объединяются в группы для решения некоей общей задачи (научной, или социальной, или даже спортивной), и самораспадаются, когда задача оказывается решена (или слишком сложна для решения).

Да и вообще гедонистическая атмосфера Общества Потребления должна действовать разрушающе на неизбежный аскетизм «островков Полудня». Так что среди существующих сегодня социальных систем платформы для решительного старта Мира Полудня нет. Увы.

— Во многих Ваших книгах я встречал сильных, гордых и волевых героев. Но современная жизнь заставляет людей быть мелочными, предательскими, постоянно прогибаться и лизать попу начальству. Посоветуйте молодому человеку, который только начинает жить, какой путь надо выбрать. (Сергей, Россия)

— Жить надо по совести и никогда не жалеть себя. Как можно чаще (в идеале – всегда) действовать «через не хочу». Никогда (НИКОГДА!) не желать и не делать другому ничего такого, что не пожелал бы, чтобы сделали тебе. И ясно понимать, что все, способное доставлять удовольствие, либо противозаконно, либо аморально, либо ведет к ожирению. :))

— Скажите, Вы верите в то, что жизнь возникла сама собой, как говорят ученые, какие-то белки соеденились, и вот вам зверюшка. Я не верю в Библию, но хочу Вас спросить, есть ли возможность того, что жизнь была создана, а не образовалась сама? (Сергей, Россия)

— Если верить в Бога, проблема возникновения жизни немедленно снимается. Так же, впрочем, как и ВСЕ мыслимые проблемы, все без исключения.

Если, подобно Лапласу, от этой (очень удобной!) гипотезы отказаться, придется поработать мозгами и поискать в Природе такие ее свойства и законы, которые позволят преодолеть главное, по-моему, противоречие в существующих представлениях о зарождении жизни: как Природа справляется с очевидной необходимостью в разумное время начать и кончить процессы, явно требующие промежутков времени, которые кажутся нам неестественно огромными, – на много порядков превышающими возраст Вселенной.

Все прочее можно, более или менее, себе вообразить.

И вещества, необходимые для того, чтобы «сконструировать жизнь», в природе имеются, причем в достаточных количествах. И процессы соединения и усложнения структур из этих веществ в общем понятны. И что будет в дальнейшем с протожизнью (когда она возникнет), представить себе можно, хотя и не в деталях. И даже процесс превращения первой клетки в «зверюшку» не есть какая-то невероятия загадка... Но время!

Все упирается в нехватку времени. Если предполагать, что образование живой клетки из неживого есть СЛУЧАЙНЫЙ процесс (никто им не руководит, никто не исправляет ошибок, вся процедура предоставлена сама себе), и если таким же СЛУЧАЙНЫМ процессом является возникновение многоклеточной жизни, усложнение ее, приспособление, «превращение в зверюшку», то выясняется, что все это требует огромных количеств времени. Ни с чем не сообразных. Ни в какую Вселенную не вмещающихся.

Вообще-то Вселенная так велика и размерами своими, и временем жизни, что кажется иногда: все, что можно вообразить себе (и многое такое, что вообразить нельзя) должно в этой Вселенной возникнуть ну хоть один раз! Один-единственный! И это случилось с нами.

Чрезвычайно маловероятное, никакими предположениями не допустимое, «чудо в степени гугл!» – свершилось на нашей Земле несколько миллиардов лет назад. Господи, но как мы в этом случае одиноки!

Не только в нашей Вселенной, – ни в одной из мириадов вселенных (о которых толкуют нынешние физики), ни в каком-либо Прошлом, ни в каком-либо Будущем, – нет, не было и не будет никого, с кем мы могли бы пообщаться и соразмерить себя. Этого неописуемого одиночества можно избежать, если существует все-таки в природе катализатор, ускоритель процессов превращения неживого в живое, и живого простого – в живое сложное.

Никаких естественных запретов на существование такого катализатора мы не знаем и даже представить себе не можем. Это обнадеживает! Очень уж не хочется возвращаться к гипотезе о Всемогущем, Вездесущем и Всеведущем, – признаваться в бессилии своем, убожестве и бесталанности.

Комментарии читателей:

Добавление комментария

Ваше имя:


Текст комментария:





Внимание!
Текст комментария будет добавлен
только после проверки модератором.
Литературный портал «БЕЛЫЙ МАМОНТ» Талант, оригинальность, неожиданность. Все, что поражает воображение, как белый мамонт в рыжем стаде! Ищите! Читайте! Смотрите! Участвуйте!