Впечатления будущего31.05.2011

В Новосибирске завершился фестиваль экспериментальной поэзии EXPERIENCES-«Напряжение», который оказался даже не столько фестивалем поэзии, сколько фестивалем искусства вообще. Искусства живого и современного.

Люди со всех концов России, от Питера до Иркутска, приезжали в Новосибирск, пели песни и читали лекции, слали свои работы – стихи, картины, ролики. Настоящее маленькое сибирское чудо.

Естественно, его участники и организаторы как всегда прочли в прессе новости про унитаз в выставочном зале, комментарии о том, как деградирует современная молодежь, и что такое искусство – сплошь из заднего прохода и нудный междусобойчик. Когда я читаю такие отзывы, мне всегда интересно представить людей, которые это пишут. И всякий раз я сильно сомневаюсь, что эти люди ежедневно и в больших дозах потребляют «проверенное» искусство – ходят в консерваторию и в театр, аккуратно в день открытия посещают выставки Художественного музея.

Уверена, что они не делают и того, что сумели сделать организаторы и участники фестиваля EXPERIENCES, создавшие целый мир искусства по-дружески непафосного, искусства как бы между делом. Я всегда замечала, что те, для кого «высокое» (будь то искусство или религия) – это раз в году по большим праздникам, всегда относятся к нему с уважением, соблюдают все ритуалы и рьяно защищают отточенные канонические формы.

А те, кто и правда постоянно общается с «высоким», для кого оно становится частью повседневности, необходимой как еда или сон, те всегда по-дружески с ним заигрывают, дразнят и гладят, как любимого домашнего кота. Для них искусство это – не ритуал, а игра, общение, тусовка – одним словом, «культурный быт». Он же – культурный фон, без которого невозможно появление по-настоящему гениальные творения.

Междусобойчик? Может быть. Но что противопоставить таким «междусобойчикам»? Диму Билана? Он массов и всеми признан. Или, наоборот, Бетховена? Никаких возражений. Но регулярно слушающие Бетховена люди составляют еще более узкий междусобойчик, чем посетители экспериментальных фестивалей.

Из тех, кто любит клеить ярлыки недопоэзии, мало кто открывал томик Пушкина после окончания школы. Возможно именно поэтому так падает пресловутый уровень всеобщей культуры граждан – из-за насаждаемой привычки ориентироваться на какой-то признанный образец. И вкушать этот образец, как уже было сказано, раз в году с умным лицом, с которым, как известно, делаются все глупости. Ревнители забывают, что изначально все эти образцы так же были непонятны, нравились только «своим», остальными поливались грязью и общем были вовсе не образцом, а как раз напряжением.

Недоискусство? Да, большиство из участников «не были, не привлекались, не состоят» в союзах писателей, художников или кинематографистов. У них все впереди. А сейчас только игра, напряжение, эксперимент, и главное, experience – впечатление, опыт. Опыт общения с интересными людьми, обмена идеями, опыт создания душевной творческой атмосферы из подручных средств: печенюшек, лапши и подушек.

Не очень-то принято знакомиться в театре, или в кино – а тут запросто. И вообще, возможно все: фотографы снимают клипы на стихи поэтов, а философы читают стихи. Да во всем это есть что-то «непрофессиональное», душевное, не до конца неоформившееся, что-то вроде песен под гитару под звездами. Люди собираются и делают то, что нравится именно им, собираются на квартирниках, в клубах, в книжных магазинах, в домах творчества, в библиотеках потом на выставках, потом на большой сцене. Такое творчество не транслируют по 50ти кабельным каналам, не крутят из радиоэфиров. Ио но все равно существует – потому что идет от души. И если бы таких «междусобойчиков» было больше, люди вокруг, наверно, улыбались бы чаще.

На лекции в рамках фестиваля прозвучала мысль, что во все времена в привычной системе мира, такой, казалось бы устойчивой, всегда возникали «места», норы, трещины, из которых потом выросло будущее. В наше время эти трещины делают люди, которые бесплатно тратят свои силы и время, организовывая экспериментальные фестивали и безумные акции.

Это все, что сегодня способно противостоять бессмысленному идиотизму детских утренников, по мере взросления плавно перетекающих в официозных праздники, будь то корпоратив или день города с обязательными «народными» коллективами. Ведь искусство нельзя ввести как картошку (мысль не новая, но мало кем усвоенная), оно растет само – вот так, в трещинах заасфальтрованной «правильной» культуры.

Дарья ЖДАНОВА

Комментарии читателей:

Добавление комментария

Ваше имя:


Текст комментария:





Внимание!
Текст комментария будет добавлен
только после проверки модератором.
Литературный портал «БЕЛЫЙ МАМОНТ» Талант, оригинальность, неожиданность. Все, что поражает воображение, как белый мамонт в рыжем стаде! Ищите! Читайте! Смотрите! Участвуйте!