По итогам 2010 года самым издаваемым автором в России была признана автор остросюжетных детективов Дарья Донцова (она уже 4-й год не теряет этого статуса). По данным Роспечати, российские издатели выпустили в свет 5,4 млн экземпляров книг Донцовой. Пожалуй, во времена Советов такими объемами не издавался даже Владимир Ильич Ленин.
На втором месте — Юлия Шилова с 4 млн. экземпляров: она знаменита тем, что пишет детективно-любовные романы, названия которых говорят сами за себя - «Королева отморозков, или Я женщина, и этим я сильна!», «Турецкая любовь, или Горячие ночи Востока» и прочие чудеса.
Тройку замыкает Татьяна Устинова, у нее в 2010 году издано 1,8 млн. экземпляров книг.
Из более или менее серьезной литературы в десятку лидеров продаж попадает Борис Акунин: им за год было издано 72 книги общим тиражом 1,4 млн. экземпляров.
Интересно, что из зарубежных авторов российские читатели предпочитают главным образом мёртвых, а не современных писателей: самым продаваемым оказался Артур Конан Дойл — в минувшем году издано 1,9 млн. экземпляров его книг. Чуть хуже в России читают и печатают Александра Дюма (1,5 млн. экземпляров).
На третьем месте, правда, современный деятель литературы – автор книг про вампиров «Сумерки» Стефани Майер с 1,4 млн. экземпляров. Вероятнее всего, тираж ее книг в России в основном набирается за счет подростков.
В целом же, отмечает экспертная комиссия «Роспечати», за прошедшее десятилетие прослеживается отчетливая тенденция роста доли малотиражных изданий и сокращения числа изданий, попадающих в высокотиражные группы.
Например, доля изданий, выпущенных тиражом от 1 до 5 тыс. экз., выросла с 2001 по 2010 годы с 21% до 29% по числу названий и с 9,8% до 17,9% (почти вдва раза!) по совокупным тиражам.
Эта тенденция характера не только для российской, но и общемировой книгоиздательской индустрии.
«Начавшееся десятилетие будет характеризоваться не «косметическими» изменениями тех или иных параметров развития отрасли печати, а коренной перестройкой мировой издательской индустрии в целом, которая будет связана со все большим «наступлением»электронной книги на традиционную», - полагают аналитики «Роспечати».
С этой точки зрения можно даже сказать, что первое десятилетие XXI века стало последним периодом традиционного книгоиздания. И в десятых годах XXI века книжникам, чтобы выжить, очевидно, предстоит не только решать текущие проблемы, но и ставить перед собой принципиально иные задачи.
Комментарии читателей: