Станислав Лемм
«Терминус»
Терминус. Станислав Лем.
Евгению Павловичу Вайсброту
сделавшему в 1965 г перевод данного текста
с благодарностью и восхищением
«Терминус» впервые вышел в «Книге роботов» в 1961, но в последующих изданиях включался в «Рассказы о пилоте Пирксе». Помимо высочайшего художественного уровня, эта вещь уникальна в своем жанре.
Я не знаю другого примера в мировой фантастике, где бы робот являлся полноценным участником Трагедии в изначальном смысле этого слова. При этом никакой натяжки, фальши читатель не чувствует. Придумав сюжетный ход, пан Станислав не пожертвовал ради него в тексте ничем, но напротив, сделал его литературно-необходимым для своей истории.
Спустя 25 лет, Джеймс Кэмерон выйдет на новый виток драматических отношений с роботом, но Бишоп- это уже синтетический человек с другим уровнем сознания, да и перед землянами на планете LV. 426 стоят совсем иные вызовы.
Архаичный Терминус, безумный полуавтомат с одной функцией – устранять течь реактора, продолжает заделывать стыки и швы, хотя котел давно погас. Бессмысленная работа тянется годами, но память сохранила подробности ужасной катастрофы и придала иную цель его существованию.
Первый сигнал мы получаем у стены реактора, которую Терминус продолжает латать цементом. Черный кот, сидя на плече робота, ТАК смотрит на нас, что хочется встряхнуть головой , вернуться в каюту и заменить литографию Эдгара По над столом портретом Кароля Войтылы.
Спускаясь с палубы на палубу, блуждая по коридорам «Кориолана» мы начинаем чувствовать тревожную многозначность этого пространства, звук шагов стального Голема все дальше уводит от привычного и понятного сектора корабля, но прекратить спуск в глубину уже не в силах – вызванные паном Станиславом, духи Майринка и Кафки стремительно увлекают нас в пражское гетто подсознания.
Звуки азбуки Морзе, идущие по трубе – одна из самых впечатляющих находок повести. Пиркс, вначале слухом, потом ладонями, и, наконец, всем существом читает страшное послание, звучащее уже 16 лет в недрах мертвого корабля. Трудно вообразить более яркую метафору того, как «бессознательное становится частью сознания и лишь тогда становится познаваемым.»
Не могу удержаться от единственной цитаты.
«Он еще чувствовал на кончиках пальцев отчаяние и неистовство этих ударов. Они не существуют? А кто же тогда его звал, кто молил о помощи?»
Евгений Рудман
Литература — это то, что мы читаем. Но всегда ли мы читаем то, что надо читать? Всегда ли мы выбираем ту книгу, которая нужна именно Вам и именно сейчас? В магазинах полки забиты книгами, но торопящемуся читателю, у которого разбегаются глаза от обилия чудовищно однообразных обложек, трудно понять, что Лем предпочтительнее детективов ДД, а Борхес интереснее измышлений ВП? И почему нам всегда подсовывают книгу, что так похожа на соседнюю?
Литературный портал «БЕЛЫЙ МАМОНТ» — это Ваш путеводитель по миру книг, на которые не жаль терять время. Повести, романы, стихи, научно-популярные работы и работы художников, приключения и фантастика, не замутненные отсутствием вкуса — мы знаем множество книг, мы знаем множество авторов, которые позволят Вам понять, что умным быть выгодно!
Ждем Вас, ждем Ваших произведений, ждем Вашего участия в конкурсах и участия в литературных оценках, потому, что ничто не дает столько пользы, как хороший спор и верно выстроенные приоритеты.