Илья Фоняков
«Овертайм. Избранные стихи»
Современная петербургская поэзия. Санкт-Петербург. Издательство «Любавич», 2010 Современная петербур
В книгу Ильи Фонякова вошли избранные стихи 1963-2010 годов.
Семьдесят пять лет жизни – много это или мало? Сам Илья, замечу, относился к последним годам своей жизни (умер 26 декабря 2011 года) – как к подарку, как к «добавленному» времени, но я глубоко убежден, что хорошие люди должны жить дольше. Илья Фоняков был неровный поэт, но он был настоящий поэт. Будучи человеком тонкого и точного вкуса, прекрасно зная русскую поэзию (и не только), он никогда не опускался до поделок (как многие его коллеги), хотя ему приходилось писать и на заказ. Он был человеком официальным. Спецкор советской «Литературной газеты», это многое определяло. Он и написал об этом впоследствии:
«Рус. сов. поэт. Осн. тема – героич.
труд сов. людей на стройках семилетки» –
так был я обозначен в лаконич.,
академич., трехстроч. сухой заметке
в шестидесятых, в энциклопедич.
двухтомном словаре. Глядите, предки,
чего сумел потомок ваш достичь,
какой был удостоен этикетки.
Ну что ж, не отрекусь. И впрямь я был
\\\"рус. сов. поэт\\\". Рус. сов. людей любил
и жизнь их, героическую в целом,
спешил, как мог, в словах запечатлеть,
считая это в жизни главным делом.
Чего ж стыдиться мне? О чем жалеть?
Он помог многим писателям – молодым и не очень.
Он помог Гале Шпак, Юрию Михайловичу Магалифу, десяткам и десяткам многих других поэтов. Не всегда ему нравились мои стихи, но когда приходили суровые времена, он сам, без всяких просьб, поддерживал меня. В статье «В защиту тех, кто разбрасывается» (1979) он защищал писателей, работающих в разных жанрах, что в советское время не сильно приветствовалось. Когда выходила в свет моя магаданская книга «Люди Огненного кольца» (1977) и Госкокомиздат потребовал ее на контрольное рецензирование (ничего хорошего это, понятно, не обещало), Илья взялся написать к ней предисловие. Заехав ко мне на Сахалин из Японии, он поразился, узнав, что я работаю над переводами болгарских поэтов (которых он очень ценил) без всяких предварительных договоренностей и договоров. В его глазах я как-то вот не вписывался в советскую поэзию. Излишним свободомыслием... Эстетическим эгоизмом... Не знаю... Илье это не мешало внимательно следить за всем, что я делаю...
Как поэт он был высшей степени традиционен. Но именно это являлось его силой.
Вот почему я часто повторяю про себя (и читаю друзьям) его стихи о бабушке одного его приятеля. Прекрасные, нежные стихи, опять и опять подтверждающие, что Илья Фоняков – прежде всего Поэт.
У моего приятеля
В качестве воспитателя
Была – да славиться ей в веках! –
Бабушка, говорившая на пяти языках.
Бабушка не была ни переводчиком, ни лингвистом.
Она когда-то окончила институт благородных девиц.
Она ходила в халате, засаленном и обвислом,
Читала философию и не любила художественных небылиц.
Она читала беспрерывно, бессистемно, бессонно
(Дольше всех светилось её окно в темноте)
Маркса, Пифагора, Кьеркегора, Ницше, Бергсона,
Конта, Канта, Ганди, «Униту» и «Юманите».
Семья моего приятеля вымерла во время блокады.
Промежуточных звеньев не стало: были только бабка и внук.
Юноша, лишённый родительского догляда,
В пору ломки голоса абсолютно отбился от рук.
С ним беседовать было некогда, он возвращался поздно,
Бывало, что выпивши, бывало, что не один.
Бабушка самоотверженно продолжала отыскивать подступ
К интеллекту внука – утешения её седин.
Почерком девическим, изящным до умопомрачения,
Пронесённым сквозь годы старения и потерь,
Она выписывала из книг наиболее примечательные изречения
И кнопками прикалывала их потомку на дверь.
Клочья экзистенциализма и диамата,
Словно коллекционные бабочки под стеклом,
Красовались, касаясь друг друга крылом,
И дверь была от записок лохмата.
Мы с приятелем смеялись, рассматривая её в упор,
И только недавно поняли, разобравшись толково:
Способ воспитания был не хуже любого другого.
Некоторые изречения помнятся и до сих пор.
Что вообще сберегли мы, а что – растратили?
Вспоминаю квартиру тесную на втором этаже.
Ну и бабушка была у моего приятеля!
Нынче таких не бывает уже.
Написано в 1963 году.
Да, в 1963-м... Все мы тогда начинали...
И у всех было чудесное ощущение нашего личного бессмертия.
Геннадий Прашкевич
Литература — это то, что мы читаем. Но всегда ли мы читаем то, что надо читать? Всегда ли мы выбираем ту книгу, которая нужна именно Вам и именно сейчас? В магазинах полки забиты книгами, но торопящемуся читателю, у которого разбегаются глаза от обилия чудовищно однообразных обложек, трудно понять, что Лем предпочтительнее детективов ДД, а Борхес интереснее измышлений ВП? И почему нам всегда подсовывают книгу, что так похожа на соседнюю?
Литературный портал «БЕЛЫЙ МАМОНТ» — это Ваш путеводитель по миру книг, на которые не жаль терять время. Повести, романы, стихи, научно-популярные работы и работы художников, приключения и фантастика, не замутненные отсутствием вкуса — мы знаем множество книг, мы знаем множество авторов, которые позволят Вам понять, что умным быть выгодно!
Ждем Вас, ждем Ваших произведений, ждем Вашего участия в конкурсах и участия в литературных оценках, потому, что ничто не дает столько пользы, как хороший спор и верно выстроенные приоритеты.