Белый мамонт

Интервью с Основателями

100%

БЕЛЫЙ МАМОНТ: 100% литературы

Зайдя на любой литературный сайт, нужно потратить много времени, чтобы найти на нем действительно интересные и необычные творения. В какой-то мере исправить эту ситуацию призван литературный портал «Белый мамонт», где выложены только те работы, которые просочились через сито тонкого вкуса литературных экспертов. Корреспондент журнала "СТИЛЬ" Анастасия Михайлова поговорила с создателями яркого творческого проекта, новосибирскими писателями: Геннадием Прашкевичем, Алексеем Гребенниковым и Татьяной Сапрыкиной.



- Кому из вас пришла идея создать литературный портал?

ГЕННАДИЙ МАРТОВИЧ: Такие идеи не рождаются просто так. С Алексеем Гребенниковым мы постоянно ведем разговоры о том, какое будущее ожидает книгу (и, кстати, пишем в соавторстве). Выбрать интересную книгу в магазине сложно: иллюстрации, как правило, не соответствуют содержанию, реклама врет. Вот и пришла в голову Алексея Ивановича счастливая мысль: а почему бы не создать специальный портал с различными разделами, где можно будет выставлять те литературные произведения, которые нам нравятся, в том числе тексты молодых талантливых авторов, которых сегодня много. А в издательства молодые писатели пробиваются в основном только в Санкт-Петербурге и в Москве.

- Кто за что несет ответственность в реализации идеи?

ГЕННАДИЙ МАРТОВИЧ: Чтобы такой проект осуществился, желания двух людей недостаточно. Идеей проекта загорелась Татьяна Сапрыкина, которая сама хорошо пишет, имеет прекрасный литературный вкус и креативное мышление. Раздел поэзии ведет поэт Татьяна Злыгостева. Литературным открытием этого года в России стала Ольга Римша - лауреат премии «Дебют». Она занимается у нас прозой. Новости ведет Саша Зайцева, при этом, она сама прекрасный поэт. Ну, а стержень проекта, его хребет - Алексей Гребенников. На нем держатся все финансовые возможности портала, кроме того, он наш идейный вдохновитель.

- Алексей, как вам удается совмещать писательскую деятельность с предпринимательской?

АЛЕКСЕЙ: Времени не хватает, поэтому - трудно. Продуктивно поработать удается в поездках: Париж, Алтай... Много прекрасных мест на земле. Хотя вот Татьяна утверждает, что она может работать где угодно.

ТАТЬЯНА: Были бы ручка да лист бумаги.

АЛЕКСЕЙ: Для меня литература — это больше хобби, которое приносит откровенное удовольствие. Мне интересен сам процесс. Иногда наши разговоры с Геннадием Мартовичем выводят на необычные мысли, интересные сюжеты... Вообще, принято считать, что человеку дается что-то одно: или заниматься предпринимательством, или политикой или творчеством. Но исключения бывают. В творчестве, кстати, тоже нужны жесткие рамки — если уже есть заказ от издательства, то писать приходится быстрее...

Хотя я отвечаю за финансовую сторону работы портала, в редакционную политику не вмешиваюсь, даже если мне что-то не нравится из выбранных материалов. Бывает, как говорит Геннадий Мартович, робко повожу плавниками: «А, может, это ерунда?» - «Нет, - говорит главный редактор, - это не ерунда! Это так надо!» Я могу поучаствовать в дискуссии, но не более того. Творческий коллектив не должен зависеть от инвестора. Из своей профессиональной деятельности могу привести пример: возле ТЦ «Метелица» в Новосибирске выставлена такая вот инсталляция из куниц или горностаев... Но если бы вопрос о том, что возвести на этом месте, зависел только от архитекторов, а не от властей (то есть, не от инвесторов), сегодня бы там могло бы находиться прекрасное сооружение, ставшее визитной карточкой города.

- Вам, как писателям, не обидно, что Интернет начинает заменять привычную нам книгу?

АЛЕКСЕЙ: Развитие технологий неизбежно, все это — вопрос привычки. Когда-то театр был властителем дум. Потом кинематограф, телевидение...

ГЕННАДИЙ МАРТОВИЧ: К тому же, это очень медленный процесс, люди еще долго будут пользоваться книгами.

Мы вот говорим: «Книга уходит». А вы не обращали внимание, почему она уходит?

Да, прежде всего, потому что становится неэстетичной, безграмотной, отталкивающей. В 20-30-е годы, когда еще не была потеряна культура книги, издавались действительно книги, радующие душу. Наша российская книга начала вырождаться в 80-е годы, когда открылись границы и пошел поток серийных ординарных книжек с Запада. Волной перестройки смыло оригинальных книжных художников, был полностью уничтожен институт редакторов. Тексты выглядят беспомощными, малограмотными. На обложках - обнаженные бабы, чудища, яйцеголовые драконы...

- Как вы выбирали художника для вашего портала?

ТАТЬЯНА: Я много пересмотрела работ и примеряла стиль авторов на нашу идею. Мне понравилось творчество Елены Бертолло. Ей удалось передать ощущение той среды, где живут творческие люди.

Ведь наш портал создан для проявления любой формы креатива - как писателей, так и художников, мультипликаторов, музыкантов... А Андрей Бертолло, супруг Елены, создал для нас логотип. Кстати, выяснилось, что сама Елена еще и пишет интересно.

- Название «Белый мамонт» позаимствовано из одноименной повести Геннадия Мартовича?

АЛЕКСЕЙ: Нам с самого начала хотелось, чтобы название соответствовало вкусу, стилю портала. Изначально думали о «Рафинаде». Но оно уже широко используется, причем, часто для обозначения злачных мест. Так и пришли к мысли о «Белом мамонте», это уже целый литературный бренд.

- Портал позиционирует себя как неформат. Что вы вкладываете в это понятие?

ГЕННАДИЙ МАРТОВИЧ: На портале мы выкладываем произведения, которые соответствуют определенным критериям: это должно быть ново, без повторения одних и тех же тем, и рассказано языком чистым. Главное тут — вкус, мера и понимание назначения литературы.

АЛЕКСЕЙ: Это как в алкогольной продукции: есть ширпотреб, а есть хороший коньяк или дорогое вино. Мы хотим быть дорогим ВИНОМ, чтобы задавать определенный тон и настроение. Конечно, мы не для всех, поскольку ориентируемся на небольшой процент людей, обладающих хорошим вкусом или тем, что мы считаем вкусом и стилем. В 2008 году на одном из литературных московских сборищ я видел главных редакторов двух крупных российских издательств — этакий двухголовый дракон, интеллигентного с виду вида, и дракон этот насыщает практически полностью весь книжный рынок литературой очень низкого качества. Понятно, что бизнес есть бизнес. Но если я строю дома, что же мне завтра начать их строить из соломы и, простите, дерьма?.. Высокий статус зарубежной литературы у нас создавался не халтурщиками, а переводчиками высокого класса - М. Лозинским, К. Чуковским, Б. Пастернаком, Н. Волжиной, Р. Райт-Ковалевой и многими другими. «Белый мамонт» обязан стать порталом мастеров.

- Работы каких жанров наиболее популярны среди авторов?

ТАТЬЯНА: Чаще всего — короткая проза. Среди поэтических произведений, хоть их не так много, тоже много интересного.

- Вы отдаете приоритет содержанию или форме произведения?

ТАТЬЯНА: Главное, увидеть, как человек мыслит. Если это интересно, свежо, новаторски, с изюминкой, то все остальное поправимо. Конечно, при нашем отборе присутствует некий субъективизм, но стоит помнить и понимать, что, например, мнение Прашкевича — это мнение писателя с определенным статусом и литературным опытом.

- Какую географию охватывает портал?

ГЕННАДИЙ МАРТОВИЧ: Мы открыты для писателей и поэтов всего земного шара. У нас выложены произведения авторов из США, Германии, Франции... Среди них Владимир Батшев — один из основателей бывшего творческого содружества «СМОГ», уничтоженного в годы Советской власти. Сейчас Владимир живет в Германии, но он русский писатель.

- А вы планируете в будущем выпустить книгу с работами самых замечательных авторов портала?

ГЕННАДИЙ МАРТОВИЧ: Почему бы и нет?! Придет время и мы выскажемся и в бумажном варианте...

АЛЕКСЕЙ: На мой взгляд, нужно изначально настраиваться на определенную нишу. Поэтому, максимум, это могут быть подарочные издания. Проявить себя в коммерческом плане, издавая книги, крайне сложно, поскольку Москва практически полностью контролирует книжный рынок.

ГЕННАДИЙ МАРТОВИЧ: Мне недавно звонил новосибирский книготорговец — Михаил Трифонов, спрашивал мнение об одной из книг новосибирского автора. И когда я сказал, что книга действительно отличная, он печально ответил (а это умный и понимающий человек): «О, если хорошая, значит, продать ее мы не сможем».

- Каким вы видите «Белого мамонта» в будущем?

ТАТЬЯНА: Мы хотим, чтобы здесь были не только литературные произведения, но и анимация, видеопоэзия, творчество художников, фотографов, т. е. больше визуальных образов. Сегодня пишущие люди, используя различные гаджеты, могут начитать стихи, снять маленький фильм, анимацию и т.д.

ГЕННАДИЙ МАРТОВИЧ: Мне хочется ввести отдел науки. У нас есть философские работы Алексея Бурова, будут и другие...

АЛЕКСЕЙ: Мы хотим, чтобы появились авторы с новым самобытным взглядом на мир, с неожиданными решениями и подходами к жизни. Например, Булгаков — последний человек, который сказал что-то новое о религии... Сегодня люди похожи друг на друга, происходит нивелировка, падение вкуса. Свобода слова умирает от неоправданно большого количества слов... В отличие от многих литературных сайтов наш стопроцентно литературный.

Литературный портал «БЕЛЫЙ МАМОНТ» Талант, оригинальность, неожиданность. Все, что поражает воображение, как белый мамонт в рыжем стаде! Ищите! Читайте! Смотрите! Участвуйте!