Интервью с Федором Сваровским

Федор Сваровский

Федор Сваровский: современная поэзия – это поэзия, которая пишется сейчас

Поэт Федор Сваровский родился в Москве в 1971 г.

В 1990 г. эмигрировал из СССР. Семь лет прожил в Дании, в 1997 г. вернулся в Москву. Занимается журналистикой. Работал на телевидении, в печатных СМИ, в частности, много лет проработал в газете «Ведомости». Публиковался в различных литературных интернет-изданиях, в журналах «Крещатик», «Воздух», «Новый мир», в украинском «ШО» и русскоязычной версии Esquire. В апреле 2007 г. выпустил первую книгу «Все хотят быть роботами» (серия журнала «Воздух», изд-во «Арго-Риск»). Книга получила Малую премию «Московский счет». Также сборник попал в шорт-лист Премии Андрея Белого за 2007 г. В мае 2008 г. вышла книга «Все сразу», составленная из стихов трех авторов – Арсения Ровинского, Леонида Шваба и Федора Сваровского (Москва, «Новое издательство). В мае 2009 г. в издательстве «Новое литературное обозрение» (НЛО) вышла третья книга Сваровского «Путешественники во времени». Книга также попала в шорт-лист Премии Андрея Белого.

Интервью, специально для «Белого мамонта», взяла Татьяна Злыгостева.

 

 

Что такое, по-вашему, современная поэзия? Можно ли вообще определить ее какими-то точными рамками? Какой она должна быть, каким критериям отвечать?

Современная поэзия – это поэзия, которая пишется сейчас, в настоящее время нашими современниками. И никак иначе.

Не думаю, что у художественного творчества могут быть какие-то рамки, кроме внутренних рамок самого автора. Никаким установленным кем-то одним критериям, в том числе и моим, поэзия отвечать не должна.

Однако, если я правильно понял, Вы спрашиваете о моих вкусовых предпочтениях в современной поэзии.

Если вы об этом, то, говоря коротко, я люблю такую поэзию, которой раньше не было. Я не имею в виду слепое отталкивание от традиции. Просто для меня ценен тот автор, который старается привнести в литературу нечто свежее – характер высказывания, взгляд, стиль, тему, язык. И таких авторов теперь в России много. Что очень радует. Причем, что интересно, многие авторы несколько более старшего поколения, те, кому сейчас уже под 60 и более, также за последние годы сильно изменили свою поэтику, сделав её более свободной, более новаторской.

Федор, тогда скажите, если таких авторов, которые стараются привнести в литературу нечто свежее, много, то как вообще рядовому читателю отличать хорошую поэзию от той, которая уже на грани с графоманией?

Боюсь, простого метода отличить ерунду от чего-то стоящего еще никто пока не изобрел. И так не только в литературе. Как отличить плохое вино от хорошего? Для этого нужен опыт, практика. Чтобы разбираться в вине, например, его нужно пить. Чтобы разобраться в качестве литературы, ее надо читать. Отличить бездарное от талантливого может человек обладающий вкусом и образованный, начитанный. Вкус и умение читать литературу – это с одной стороны талант, дающий человеку Богом, с другой стороны эти способности вполне можно воспитать. Однако современная поэзия очень часто написана таким образом, что выглядит весьма доступной даже для совсем неподготовленного читателя. Приведу пример. Вот короткое стихотворение из новой книги известного русского поэта из Риги Сергея Тимофеева:

Генерал Урия и медвежонок Какао:
Заключили союз.
Теперь никто не пройдёт по улице Тутикаа,
Не спев песенки, не станцевав танца.
Союз строго соблюдается.
Все горожане учат песенки, разучивают танцы.
Также заодно перетряхивают старую одежду,
Отдают долги, смотрят в небо.
Недовольных, в общем-то, нет.
Празднично.

("Синие маленькие гоночные автомашины" (НЛО, Москва, 2011)

Конечно, может быть, контекст этого высказывания доступен не каждому, но смысл и интонация вполне понятны. Однако есть авторы, и весьма замечательные, чтение которых требует прямо-таки специальной подготовки. Итак, чтобы различать хорошую и плохую поэзию, нужно читать поэзию. Другого метода я не знаю. Кстати, сейчас очень много довольно богатых ресурсов в интернете, позволяющих найти практически любых современных и старых авторов. www.litkarta.ru, например.

И могли бы вы как-то уточнить, в чем смысл и сила, если можно так сказать, в поэтическом высказывании этого самого свежего, нового? Почему именно оно так важно?

Ну, на мой взгляд, одно из главных условий индивидуального творчества – это новизна. Если бы мы все лишь пытались подражать тому, что было до нас, то искусство было бы весьма однородным и не представляло бы ни для кого интереса, я думаю. зачем человеку читать стихи Ивана Иванова, пишущего как Мандельштам, если можно почитать самого Мандельштама?

И, как вы думаете, необходимо ли сегодняшнему российскому обществу поэтическое высказывание?

Думаю, поскольку современное российское общество крайне неоднородно, не едино и даже не осознает себя обществом, очень сложно сказать, что ему необходимо. Но читателей у современной поэзии, мне кажется, немало. Я знаю ряд авторов, которые ведут свои блоги (в частности публикуют в блогах стихи) и у них тысячи постоянных читателей. Книги некоторых авторов продаются как пирожки, значит, кому-то это нужно.

Федор, а как вы думаете, не может ли стремление к новизне увести поэта совсем куда-нибудь не туда? Потому что, когда читаешь современных поэтов, иногда возникает впечатление, что стремление к новизне становится каким-то корпоративным поэтическим неврозом среди совсем молодых, к примеру, авторов, стремящихся попасть на страницы «Воздуха». Или, может быть, эта новизна не всеми понимается правильно? Может быть, вы имеете в виду именно авторскую индивидуальность?

Ваш вопрос «не может ли стремление к новизне увести поэта совсем куда-нибудь не ТУДА?» содержит в себе ответ. Получается, Вы считаете, что кто-то, возможно, Вы, возможно, некое экспертное сообщество, знает, КУДА должна развиваться поэзия. Я с этим не согласен. Я просто не знаю, куда она ДОЛЖНА развиваться. И КОМУ она это должна? И как что-то в лит литературе может развиваться ПРАВИЛЬНО? Кто ЭТО определяет? Если Вы имеете в виду обесценивание содержания, увлеченность автора одной лишь формой, то я с Вами согласен. Бывают такие случаи. Формальная поэзия мне не нравится. Мне не нравится, когда стихи – лишь способ самовыражения автора, средство демонстрации его личностных достоинств (как он их сам в себе видит) и индивидуальных навыков.

Что касается «Воздуха», то, возможно, Вам все-таки ближе более консервативные издания? Да, этот журнал, можно сказать, специализируется на наиболее радикальной поэзии, и авторы его подбираются лично Д. Кузьминым, согласно его личному вкусу. Я, честно говоря, считаю журнал очень хорошим. Хотя нередко сталкиваюсь в нем со стихами, которые я не понимаю. Но мне нравится разнообразие. Тем более что журнал публикует множество молодых авторов, для которых эксперимент – совершенно естественное действие. Они ищут свой метод.

Как вы думаете, каково будущее у русской поэзии? Все-таки тиражи книг довольно-таки небольшие. Поэзия совсем уйдет в интернет?

Она уже ушла «в интернет», как Вы говорите, и это очень хорошо. Экономически никто не заинтересован в публикации стихов. В стране есть всего десяток, а то и меньше, издательств, публикующих стихи современных авторов. Появление интернет-пространства дало возможность множеству авторов найти своих читателей, дало возможность литературному сообществу регулярно общаться.

И немного наивных вопросов, но, думается, об этом будет интересно узнать вашим читателям. Чем является поэзия для вас? Призванием? Основным родом деятельности? Тяжело ли быть поэтом сегодня?

Я пишу стихи с шести лет, и никогда не оставлял этого вида деятельности. Не знаю, что еще сказать. Никогда не испытывал потребности определить статус поэзии в своей жизни. Безусловно, это не то, чем я зарабатываю на жизнь. Поэтом быть не тяжело. Особенно, если об этом никто из окружающих тебя повседневно людей не знает или хотя бы не заговаривает с тобой об этом.

А какие у вас впечатления от «Поэмании»? Какой вам показалась новосибирская культурная атмосфера? Что вы думаете о наших ребятах, которые выступали на слэме?

Впечатления от «Поэмании» хорошие. Собственно, какими они могут быть, если все, с кем я выступал – свои люди, друзья? Я люблю стихи этих людей. И рад был еще раз их послушать.

На слэме же было, как всегда бывает на слэме. Безусловно, все талантливы. Но авторам нужно время для формирования собственного оригинального высказывания и стиля. Теперь поэты поздно формируются. Это вам не Пушкин с Лермонтовым. Я, например, стал писать уверенно лет в 29...

Литературный портал «БЕЛЫЙ МАМОНТ» Талант, оригинальность, неожиданность. Все, что поражает воображение, как белый мамонт в рыжем стаде! Ищите! Читайте! Смотрите! Участвуйте!