Сергей Неграш

Родился 8 мая 1985 г. в городе Пушкине (СПб.). Дебютировал в литературе в 2001 г., победив в конкурсе Союза писателей России — «Творчество юных». Учился в школе №500 с эстетическим уклоном. Закончил с отличием СПбГАУ по специальности «Музейное дело и охрана памятников». Сотрудничал с рядом периодических изданий: «Мир фантастики», «АниМаг», «Шалтай-Болтай», «Порог», «Магия ПК», «Аниме Гид», «Фанданго», «Астра Нова», «Невский альманах» и т.д. Статьи публиковались в сборниках по итогам научных конференций по философии и культурологии — «Реалистическая традиция в русской философии и культуре» (2006), «Культура и образование в XXI веке» (2008), «Гуманизм и право» (2008) и др. Автор книг «Самые сладкие грезы» (2010), «Четыре района» (2011), «Сказочное Королевство» (2012), «Время Огня» (2014), «Космический проходимец» (2016), «Воздушные замки. Путеводитель по классике зарубежной фантастики» (2017), «Дорогой странствий. Путеводитель по приключенческой литературе» (2018), «Демоны Техногородка» (2019), «Ангелы Темнолесья» (2020) и др.

На основе материалов В.Кана трудился вместе с А.Тишининым (Лидиным), В.Окуловым и С.Соболевым над монографией в двух томах «В иных мирах, в иных временах. Из истории фантастической литературы» (2009, 2011). Один из сценаристов популярных игр для PC о приключениях Штырлица (2005-2009). Работал в соавторстве с известными деятелями искусства: Г.Прашкевичем, А.Балабухой, М.Ахмановым и др. Участвовал в ряде межавторских проектов, в том числе «Секретные материалы» (2003-2004). Помогал в создании сайта «Все Книги Фантастики», долгое время был одним из администраторов сайта «Лаборатория Фантастики». Написал цикл статей о незаслуженного забытых отечественных и зарубежных авторах, включая П.Белецкого, П.Засодимского и графа Амори.

Составил вместе с А.Балабухой антологию «Лаборатория Беляева» (2018), посвященную памяти А.Беляева. Также является составителем четырехтомной поэтической серии «ММ» (2008-2010) в духе классической антологии «Кибернетический пегас» Л.Куклина. В серию «ММ», с разрешения правообладателей, были включены произведения Б.Стругацкого, Д.Быкова, Е.Лукина, М.Семеновой, А.Белянина, Л.Куклина и пр.; за руководство проектом от начала и до конца С.Неграш удостоен Министерством Культуры Российской Федерации памятной медали «100-летие А.Т. Твардовского». Кроме того, награжден дипломом «за успешную разработку социально-значимых молодежных проектов для Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» (итоги работы под названием «Проблемы гуманитаризации образовательного процесса: гармоничное профессиональное образование учащихся с ограниченными возможностями» опубликованы в журнале «Известия РГПУ им. А.И. Герцена (психолого-педагогические науки)», 2008, №12).

Произведения номинировались на многие престижные литературные премии: «Дни Фантастики в Киеве», «Звездный Мост», «Интерпресскон», «Бронзовая улитка» (председателем и единственным членом жюри премии был Б.Стругацкий), премия им. А.Ройфе и «АБС-премия». В 2016 году Сергей Неграш стал едва ли не самым молодым деятелем искусства, номинированным на премию имени В.Бугрова, которая вручается за «выдающуюся редакторскую, библиографическую, литературоведческую, критическую и составительскую работу в области фантастики». Выступал в передачах на телеканалах «Культура», «Царское Село», «ТКТ», «ВОТ» и др. На труды С.Неграша в той или иной мере опирались авторы нескольких учебных пособий и монографий, упомянем следующие работы: «Методы статистического анализа литературных текстов» Ю.Орлова и К.Осминина (2012), «Жанр, который мы потеряли. Очерки истории научно-популярной литературы» А.Ваганова (2013), «Жанровые трансформации в авантюрно-философской фантастике ХХ века» Е.Козьминой (2017) и др.

О произведениях автора, опубликованных после 2009 года, положительно отзывались многие деятели искусства, включая С.Соболева, специалиста по зарубежной литературе, В.Карацупу, известного библиографа, и Д. Клугера, знаменитого поэта и прозаика. Так, допустим, Антон Круглов, композитор культового мюзикла «Последнее испытание», сказал о нем: «Особый талант находить реальное в фантастическом и серьезное в смешном». Валерий Окулов, литературный критик, подчеркивает, рассуждая о рассказах и повестях Неграша: «Конечно, это фантастика, но в самом широком смысле — сказка, аллегория, притча». Андрей Балабуха, классик отечественной литературы, пишет: «Сергей Неграш просачивался в литературу, как туман — почти незаметно, накапливаясь по чуть-чуть: рассказ здесь, рассказ там, в газете, в журнале, в сборнике... И вот, наконец, сгустился в вполне очевидное, ощутимое облако». Геннадий Прашкевич, заслуженный работник культуры РФ, сравнивает автора с садовником, разгребающим палую листву и сажающим что-то новое. Александр Лидин, петербургский писатель и издатель, говорит следующее: «Эдмунд Бёрк, политик и публицист эпохи Просвещения, однажды заметил, что быть интересным — первая обязанность молодого автора. Сергей Неграш сочиняет необычные и увлекательные истории».

И еще: снялся в документальном сериале «Фантастическое путешествие» (15 получасовых серий, руководитель проекта Иннокентий Иванов; 2018-2019 гг.), посвященном отечественным писателям-фантастам XIX — начала XX вв., и фестивальном документально-художественном фильме «Беляев. Когда погаснет свет» (2020).

Член Союза писателей Санкт-Петербурга.      

Литературный портал «БЕЛЫЙ МАМОНТ» Талант, оригинальность, неожиданность. Все, что поражает воображение, как белый мамонт в рыжем стаде! Ищите! Читайте! Смотрите! Участвуйте!